rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Category:

Рассвет в Атласских горах

С удовольствием продолжу тему антиимпериалистического восстания 1954-62 против французского колониального господства в Алжире. Только коснусь уже не игрового, а кинематографического её воплощения. Лучший фильм, «Битка за Алжир», получился в 1966 по свежим следам событий у итальянского режиссёра Джильберто Понтекорво. В 1999 эту черно-белую ленту, получившую ряд престижных наград, включая венецианского «Золотого льва», полностью восстановили. Кинолента Понтекорво - добросовестно выполненная, качественная и оригинальная работа, один из сильнейших фильмов о колониализме и сопротивлении ему с оружием в руках.



ал01

Сам Джилло Понтекорво (1919-2006) в юности был командиром подразделения коммунистических партизан-гарибальдийцев («товарищ Барнаба»). В 1946 он даже снялся в фильме, снятом партизанами-ветеранами. Несмотря на дальнейшую путаную деградацию взглядов, Понтекорво открыто называл себя антиимпериалистом, левым и марксистом. Его брат, Бруно, физик с мировым именем, один из основоположников нейтринной астрономии, в 1950 эмигрировал в Советский Союз. Под влиянием итальянских неореалистов и творчества советского режиссера Сергея Эйзенштейна, Джильберто сам решает стать режиссёром, начав с целой серии документальных фильмов.

В своей «алжирской» ленте Понтекорво использует техники, являвшиеся инновационными для кинематографической драмы 1960-х и оказавшие влияние на киноприёмы на многие годы вперёд. Впервые для западных фильмов он рассматривает северо-африканцев серьезно, а не просто как фигуры для насмешек, либо, напротив, подозрительные, как было до него в западноевропейском и североамериканском кино. Драматический реализм фильма настолько убедителен, что режиссёру приходилось даже пояснять, что подлинные новостийные репортажи в создании ленты не использовались.

Примечательно, что фильм делали лишь 9 высококвалифицированных специалистов, включая оператора Марчелло Гатти (которого в 19 лет приговорили к 5 годам фашистской тюрьмы за глумление над портретом Муссолини). А профессиональный актёр был вообще один — Жан Мартен, играющий полковника Матьё (к слову, Мартена за поддержку алжирского сопротивления в 1950-е надолго занесли в черные списки французской сцены). Остальных исполнителей киношники нашли на месте, в Алжире. Хаджадж (протагонист Али), к примеру, был неграмотным и вообще никогда не был в кино до своей работы в фильме.

До 1971 лента была запрещена во Франции. Позднее крайне правые закладывали взрывные устройства в кинотеатры, где ленту показывали, и угрожали убить семьи работников этих кинотеатров. В 1972 на киносеансе в Риме фашистская банда напала на зрителей, серьёзно ранив одного из них. Своей гнойной и безумной ненавистью они пытались заглушить правду об антиколониалистской борьбе, правду, которую не желали слышать и признавать.

...В течение многолетнего конфликта французские каратели убили до миллиона алжирцев. В Париже буржуазное левоцентристское правительство зампреда Социнтерна Ги Молле приняло акт о специальных полномочиях, дававший военным карт-бланш в Алжире. Вояки «законно» и с благословения властей ежедневно убивали, пытали, насиловали сотни гражданских, включая детей. 2 миллиона алжирцев были силой изгнаны из своих жилищ, многие оказались за колючкой концлагерей; свыше 8 тысяч деревень французы разрушили. Карателями в Алжире служили недавний, 1995-2007, правый президент Франции Жак Ширак и многолетний лидер крайне правого Национального фронта, страстный воспеватель хорватских усташей Жан-Мари Ле Пен. Последний, в частности, активно пытал заключенных и пленных.

Фильм Понтеркорво изображает лишь часть трагических — и героических - событий национально-освободительной войны, касаясь, прежде всего, 1954-57, но в целом работа эта замечательная. Даже спустя столько десятков лет она наглядно показывает и modus operandi современного колониального гнета, и те расистское угнетение и государственные репрессии, что обостряют и питают освободительное повстанческое движение. «Зачистки» городов, массовые облавы и пытки, показанные в фильме, вполне могут принять за происходившие вчера или прямо сегодня по соседству палестинцы, страдающие от атак израильской военщины, или терзаемые оккупантами-янки жители средневосточных стран. Сцены с пытками политзаключенных французскими палачами при показе ленты Понтекорво в 1960-е в США были подвергнуты цензуре. Сейчас же они выглядят как бледная копия издевательств американских вояк и спецслужбистов над своими жертвами где-то в тюрьмах в Абу-Грейб или Гуантанамо. В августе 2003 отдел Пентагона по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности даже устроил специальный «образовательный» показ «Битка за Алжир» для своих сотрудников. Ещё раньше фильм специально просматривали во время обучения «премудростям» профессии карателя спецслужбисты реакционной военной хунты в Аргентине. Этот контекст, в сочетании с новаторскими кинематографическими приемами, грамотным кастингом, впечатляющим саундтреком от Эннио Морриконе, придают киноленте экстраординарную аутентичность и драматическую интенсивность.

К слову сказать, «Битка за Алжир», чётко поддерживая антиимпериалистическое сопротивление, не пытается романтизировать Фронт национального освобождения (ФНО); напротив, старается объективно указать на его политически слабые стороны и противоречия, к примеру, попытки сочетать левую светскую риторику с апеллированием к консервативным религиозным настроениям. Очень интересно продемонстрировано, как один из лидеров ФНО объясняет в ленте молодому товарищу Али, что революционная борьба трудна — но победа «труднее всего», и «только после того, как мы победим, начнутся настоящие трудности».

«Битка за Алжир» - умное и убедительное изображение антиколониальной борьбы, «естественного права» масс каждой угнетённой страны сопротивляться империалистическому гнету. Мэссидж этой замечательной ленты вполне актуален и современен — все неоколониалистские проекты, интервенции и оккупации обречены на провал. Независимо от того, сколько ресурсов и военных сил ни приложит империалистическая держава для реализации своей реакционной «утопии». И никакими кровавыми репрессиями никогда не удастся подавить или уничтожить прогрессивные чаяния широких народных масс.
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments