?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Међузвездани" ("Интерстеллар") - кинолента режиссёра Кристофера Нолана, вышедшая в конце осени 2014. Несмотря на отлично снятые ландшафты и технически продвинутые спецэффекты, Нолан, однако, быстро проваливает сюжет, когда нужно хоть немного раскрыть темы, возникающие по мере разворачивания рассказываемой истории. Прежде всего, остаётся практически полной тайной то, как же человечество оказалось в таком изображаемом тупике экологически затруднительного положения. Сценарий ничего толком не объясняет - что втройне показательно для ленты, которую реклама столь подчёркнуто позиционировала как "научно-обоснованную". Не говоря уже о том, что не поясняется, почему экологические проблемы самым тесным образом завязаны на текущую экономическую организацию общества, где решение каждого вопроса, касающегося судеб человечества, определяется уровнем извлекаемой корпоративной прибыли.

Фильм - часть тренда в современном фантастическом кино, да и кино в целом, прописывающего мэссидж, будто на этой планете мы уже всё потеряли. Суть "блестящих" планов, которые реализует професор Бранд (в его роли - британский актёр Майкл Кейн, регулярно снимающийся у Нолана), проста: если мы не можем спасти Землю, давайте бросим её. Такая идея - отказаться от родной планеты ради "нового старта" в другой части Вселенной - вызывает тревогу и беспокойство. Ведь ответственным учёным (и людям искусства, к слову, да и далеко не только им) следовало бы стараться решать существующие социальные и политические проблемы, а не игнорировать их либо мечтать, что они "сами собой рассосутся" где-то за многие килопарсеки.



ис01

Почти в самом конце ленты, когда Купер (Мэттью МакКонахи) приходит в сознание на борту космической станции на орбите Сатурна, Нолан стремится показать, что "люди живут в гармонии". А как они жили в начале фильма? Ведь в сюжете нет никаких чётких отсылок к социальному контексту. Был (стал) ли мир будущего иным по экономической структуре, с социальной справедливостью, свободным от капиталистической эксплуатации? Или Нолан считает, что открытие новых технологий и планет почти автоматически сделает отношения между людьми лучше? Или человечеству без надежды на действительное улучшение суждено маяться по бесконечной Вселенной до конца времён?

По мере истечения 169 минут фильма тот становится всё более скучным и предсказуемым. Да, есть несколько слегка будоражащих этот процесс саспенс-моментов, но действительно драматическими их не назовёшь. Крохотулечку юмора обеспечивают многоцелевые роботы ТАРС и КЕЈС, напоминающие ожившие шкафы. Юмора, впрочем, сильно "на любителя". Согласно одной из идей сценария, чувство юмора (и не только) у роботов можно регулировать. Если бы "Међузвездани" обладал сходной особенностью, то ему явно выставили уровень юмора, близкий к нулю процентов. Зато понтов - явно под 100%.

ис02

Введенный в сюжет др Ман (Мэтт Деймон) не особо много добавляет в общую тенденцию. Словом, за всей претенциозностью ленты - банальщина на банальщине. А ведь никакое нагромождение технологических штучек и примочек, чтобы там себе не думал Нолан, не в состоянии заменить хорошие сюжет и развитие характеров.

Пар режиссёрских усилий Нолана уходит, большей частью, в свисток спецэффектов и дешевые приёмчики постмодернистского синематографа, чем в раскрытие отношений между персонажами; изображаемые им межличностные отношения носят совершенно поверхностный характер. К примеру, удивительно скудна развязка отношений в паре Купер - Амелија Бранд (Энн Хэтэуэй). Героиня последней, кстати, упорно вызывает подозрения, что один из роботов был ещё и парикмахером - иначе как ей в течение многих лет путешествия и сложных его перипетий удаётся сохранять постоянную прическу?

ис03

Нолану не хватает тонкости, чтобы исследовать внутренние кризисы своих персонажей, их конфликты друг с другом, их моральные дилеммы. Диалоги также крайне поверхностны, время от времени похожи на набор слоганов из постеров к самому фильму. Большинство встречающихся персонажей, самых эпизодических, "убедительно" ведёт себя так, будто твёрдо знает, что их снимают "для киношки". Пожалуй, лишь МакКонахи играет от души. Мотивы действующих лиц упрощенны и одномерны, зато сентиментальность бьёт фонтаном. А ещё в финальной сцене на новой планете, "новой родине человечества", авангард последнего, Амелија, не забывает поднять... флаг США - вот такое оно, "всё человечество" по Нолану; ведь о существовании других стран, и на Земле, и, уж тем более, у другој галаксији, режиссёр старательно отмалчивается.

Зритель, несомненно, заслуживает гораздо большего, чем визуально впечатляющих спецэффектов. В целом, очевидно, что Нолан предпочитает поставлять зрительской аудитории легкие "ответы", но не задавать дающие пищу для размышлений вопросы, действительно говорить о положении человечества, нашего мира и их связях со Вселенной вокруг нас. Что действительно поражает в фильме - это наглядное противоречие между наукой и технологией (включая технологии, используемые в кинематографе), с одной стороны, и крайней бедностью идей режиссёра и сценаристов. Пожалуй, для многих из таковых в киноиндустрии куда как проще представить себе пятое измерение или изнанку чёрной дыры, чем разобраться с нынешней организацией общества и создать её критическую картину.

Tags:

Profile

rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031