rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Feudalism morghulis

Текст, которым я решил с вами поделиться, зимой-весной 2014 был очень популярен среди части сербских и хорватских молодых коммунистов, попадал несколько раз в известные молодёжные ресурсы, где вызывал долгие и прелюбопытные обсуждения. В начале недавнего лета совершенно нечаянно для себя его снова распиарили ведущие одной из белградских радиостанций. Автором считался некий "Џон, желающий много знать социалист из Зимоврела" (Винтерфелла). В действительности, как выяснилось, написан он молодым немецкоязычным Genosse не то из Вены, не то из Цюриха ещё год назад, специально для неплохого семинара на тему социализма и масс-культуры, и "осербился" да "охорватился" несколько позднее. Теперь, видать, вышел ему срок явить себя и читающей по-русски аудитории.



песма01

Популярный у миллионов по всему миру американский телесериал "Игра престола" ("Игра престолов") не только развлекает - из него мы, зрители, можем, применительно к вымышленному миру, сходному с нашим Средневековьем, узнать кое-что о механизмах государственной политики и господства в классовом обществе. Данная статья предназначена, прежде всего, фанам сериала и не является политической критикой, а представляет собой попытку, применяя метод исторического материализма, проанализировать мир "Игры престолов", как если бы он был реальным.

Собственно, о параллелях между ним и событиями реальной европейской истории написано в СМИ предостаточно, да и сам Джордж Мартин, автор книг "Песма леда и ватре", послуживших основой сериала, никогда этого не отрицал. В 2011-2013 на целом ряде популярных штатовских и европейских блогов и интернет-форумов постоянно вспыхивала политическая дискуссия о событиях и персонажах "Игры престолов". Впрочем, ввиду особенностей этих ресурсов и их аудитории, споры фокусировались, большей частью, вокруг расистского/антирасистского и околофеминистского/антифеминистского аспектов. В частности, критиковались расистское изображение народов Эссоса и мэссидж образа их "белокурой божественной королевы-освободительницы", обилие крайне стереотипных женских ролей (хотя есть и исключения) да и вообще перебор с клише, которые в фэнтези надоели, и их давно пора ломать.

Коротко о методе анализа

Впрочем, как я уже говорил, политической критики сценария сериала, стиля или персонажей либо исполнявших их актёров в статье не будет. Хотелось бы разобраться, что же представляет собой мир "Игры престолов", каковые различные способы производства, изображаемые, хоть не всегда щедрыми мазками, в нём. Метод исторического материализма, используемый для анализа, рассматривает исторический процесс и развитие и изменение общества как то, что определяется экономическими процессами (а не идеями или поступками "великих людей"). Как писал Маркс, "люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого".

Силы, которые используются для целей производства, - это производительные силы. Но всегда важны условия, в которых данные силы используются. Другими словами, находятся ли средства производства в частной собственности или принадлежат всему обществу, свободны ли работники или являются рабами, и т.п. Совокупность определённых производительных сил и типа производственных отношений называется способом производства. В истории человечества они были различными, и некоторые из них мы можем обнаружить и в мире "Игры престолов". Важный теоретический элемент исторического материализма - новый способ производства зарождается и вырастает из предыдущего. Процесс же смены одним способом производства другого происходит, когда, как сказано в одной из самых известных цитат Маркса, "на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями".

Общая картина

Но вернёмся в мир "Игры престолов". На его просторах можно увидеть различные способы производства.

Самый очевидный - классический феодализм европейского Средневековья, к югу от Стены по всему Вестеросу. Прибавочный продукт производится, главным образом, широкими массами зависимых крестьян и присваивается феодалами. Знать живёт за счёт чужого труда и ничего не привносит в богатство общества.

Земля не является собственностью крестьян, она принадлежит "благородным". Рабство, впрочем, в Семи Королевствах запрещено, и крестьяне не являются собственностью феодалов. Кроме того, есть представители "третьего сословия" - ремесленники и торговцы, прежде всего, в городах. Но они, а также их организации, цеха и гильдии, едва-едва освещены в сериале; за исключением, разве что, Генџри (Джендри), подмастерье мастера-оружейника Тобхо Мотта, или Мики, сына мясника, которого убили по приказу Џофри (Джоффри).

Политическая форма правления - королевство, состоящее, впрочем, из нескольких крупных княжеств, разделенных, в свою очередь, на множество более мелких владений. Хотя король формально абсолютный владыка, но ещё задолго до времени, отражённом в сериале, усиление либо ослабление различных "великих домов", соперничающих за степень контроля над страной и королевской властью в частности, их коалиции и войны постоянно идут рука об руку. Король в случае войны сильно зависит от развёртывания армий своих лояльных лордов и вассалов. С другой стороны, в наличии златни змаj (золотой дракон), единая валюта, которая принимается повсюду южнее Стены. Тем не менее, Семь Королевств больше похожи на средневековую Священную Римскую империю, чем на абсолютистские монархии последующих времён.

Вопрос, в какой степени этот феодальный способ производства может превратиться в капиталистический, будет рассмотрен ниже.

В большей части Эссоса мы находим античный, рабовладельческий способ производства. К примеру, в части Слободних градова (Вольных Городов) на западе Эссоса, или в городах в Заливу трговаца робовима (Заливе Работорговцев) на юге - классических городах-государствах. Рабство существовало и в прошлой Валирии. Рабы - собственность их владельцев, и вообще крайне скудно получают от них. В отличие от рабочих, чья рабочая сила является товаром, они сами являются товаром, человеческим товаром, который может быть продан и куплен.

Рабы составляют большую часть здешнего населения; как, к примеру, в "Вольном городе", рабовладельческой республике Волантис, где, по словам, пятеро рабов приходится на каждого свободного. Рабы используются не только для работы на полях и рудниках, некоторые из них проходят подготовку в качестве солдат, - те же Безупречные из Астапора. Реальная мировая история знает целую серию таких примеров.

песма03-астапор

Ещё один способ производства, а именно первобытный коммунизм охотников и собирателей, мы обнаруживаем в Вестеросе к северу от Стены, где живут "одичалые" - или "вольный народ". В существующих, крайне холодных климатических условиях им не светят ни земледелие, ни развитое животноводство. Живущие в неолите, они добывают пищу охотой и собирательством, их оружие крайне примитивно, так как они не знают ни горной добычи, ни металлургии, и всё более сложное могут добывать только в грабежах или как боевые трофеи. Избытка в их условиях можно получить крайне немного - следовательно, нет экономических предпосылок для развития постоянного и стабильного правящего класса.

Частной собственности на средства производства, на землю, на которой они охотятся и собирают - свободные северяне не знают. Политические власти - как правило, военачальники - избираются, но не имеют особых привилегий. Женщины могут быть даже воинами.

Кланы севернее Стены не являются мирным обществом. С одной стороны, они постоянно соперничают между собой, с другой - снова и снова часть из них предпринимает грабительские набеги на юг.

Как насчёт капитализма?

Исторический капитализм в реальном мире вырос из европейского феодализма. Новопоявившаяся буржуазия "рекрутировала" свои ряды из старого дворянства, богатой верхушки городских ремесленников и торговцев конца средневековья; рабочие же - ранее несвободные крестьяне плюс городская беднота. Параллельно процесс сопровождался развитием новых средств производства. Есть ли в мире "Игры престолов" производительные силы в соответствующей степени, требующие появления новых, капиталистических производственных отношений? Или же старые производственные отношения куда сильнее?

Начнём со средств производства. В показываемом в сериале мире не существует никаких революционных технических новшеств, таких как порох или печатный станок; а о целом ряде важных технологий просто ничего не говорится, и гадать не представляется возможным. С другой стороны, в наличии довольно эффективная коммуникационная сеть на базе воронов, которые разносят письма между различными замками и городами. Важные сообщения, таким образом, часто распространяются на другую часть Вестероса за несколько дней, что не совершенно не соответствует реальным коммуникационным возможностям Средневековья.

Другая хорошая основа для развития капитализма - относительно сильная стандартизация в Вестеросе. Чего стоят одна лишь упомянутая выше единая денежная система, каковой, к примеру, в Германии не было вплоть до декабря 1871 года, и общий язык. Но на пути капиталистического прорыва, развития капиталистических производственных отношений стоят и некоторые существенные препятствия.

Где су моји змајеви

Во-первых, отсутствие в Вестеросе как явления свободного от власти сеньора "вольного города", где крепнущая буржуазия могла бы развиваться параллельно господствующей аристократии. Города в Вестеросе, как правило, - центры различных феодальных владений. Но это, в свою очередь, вызывает конфликт интересов между политически влиятельными домами знати и экономически мощными, но небольшими домами, которые связывают всё большую часть своих богатств с раннекапиталистической деятельностью, к примеру, заморской торговлей.

Олицетворение такого конфликта интересов - персонаж "Игры престолов" Бејлиш по прозвищу Малопрстић. Сам он родом из незначительного дома, однако стал одной из самых влиятельных фигур в Вестеросе. Тем не менее, источник богатств Бейлиша - помимо различных финансовых махинаций с королевской казной, конечно, - это сеть борделей (к слову, одна из немногих отраслей в Вестеросе, где преобладает наёмный труд). Бейлиш - явно куда больше капиталист, чем феодал.

песма03-мало

Однако, как видится, наиболее мощные в политическом плане (по крайней мере, внешне) дома - также самые мощные и в экономическом плане. Прежде всего, это, разумеется, Ланнистеры и Тиреллы. И если богатство Ланнистеров опирается, прежде всего, на их золотые рудники, то Тиреллы господствуют на самых плодородных регионах Вестероса, и, таким образом, контролируют куда как более весомые ресурсы.

Маркс характеризовал торговый капитал как "исторически древнейшую форму существования капитала. И возможным "пунктом раннекапиталистической кристаллизации" может стать богатый город Браавос на северо-западе Эссоса.

В отличие от других Вольных Городов должный экономический, политический и культурный климат там на самом деле куда как (относительно) вольнее. Политический лидер республики, так называемый "морской владыка", здесь избирается, власть не передаётся по наследству. Богатство Браавоса, основанное на морской торговле, привело к значительной доле торгового капитала - и возникновению нескольких влиятельных банков. Если даже король Семи Королевств влез в огромнейшие долги перед Гвоздене банке (Железным банком) Браавоса, показывает, насколько это мощная структура. Здесь мы снова видим конфликт между феодалами и нарождающейся буржуазией.

песма03-браавос

Препятствие второе - Зид (Стена). Её дополнительное воздействие, крайне косвенно отражаемое в сериале, - что она, все её постройки, коммуникации, ремонт, а также функционирование "обслуживающего персонала" сотни и сотни лет связывают гигантские ресурсы. Возможно, данное явление - одна из причин стагнации феодального общества в Вестеросе.

Не меньшим, а то и большим, третьим препятствием является существование в мире "Игры престолов" драконов. Их использование в качестве оружия может вновь и вновь приводить к огромным разрушениям производительных сил.

Словом, в Вестеросе с Эссосом вполне может развиться капитализм. Тем не менее, вышеупомянутые препятствия могут дать объяснения, почему феодальное общество столь надолго "застряло" на этой фазе в Вестеросе, демонстрируя внушительную стабильность.

песма04-змаj
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments