rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Category:

"Медвежья болезнь" из недалёкого космоса

Лондонский киноактёр и кинокритик Мэттью Трифт, обозревая на ресурсе Британского института кино лучшие, по его мнению, из "штатовских фантастических фильмов 1950-х", в своей статье за 5 июня 2017 делится и достаточно познавательными обобщениями насчёт "просмотренного материала". Вот наиболее существенные из наблюдений его обзора:



"Одна из наибольших квинтэссенций кинофантастики США 1950-х, версия 1956 "Вторжение похитителей тел" режиссёра Дона Сигела (1912-1991), показывала, как "апатия и забывчивость американского общества позволяют быстро и тихо распространяться" инопланетному захвату. Это был не первый фильм в Штатах, аллегорически отражавший беспокойство антикоммунистов насчёт "вот-вот вторжения и подчинения США чужой превосходящей силой" или "жестокой атаки на американские ценности проникшим внутрь врагом из-за самоуспокоения и потери бдительности членами американского общества". Но, безусловно, лента в пропагандистском плане оказалась самой для США эффективной; за прошедшие годы ничего не потерявшей из мощи внушаемого мэссиджа. Только гляньте: ваш мир, конкретно "мир вашего городка в штате Калифорния", как в фильме, может закончиться не в результате силового удара, - а из-за ползучей утраты "истинно-американских идентичности и самости", победы "чуждого менталитета"!

"Проходившие параллельно с созданием этого и ему подобных фильмов маккартистские чистки", включавшие и вполне реальные тюремные заключения, к примеру, кинематографистам - "агентам мирового большевизма", "всестороннее давление в США на тех же работников и деятелей культуры, науки и образования, чтобы те постоянно и публично проявляли конформизм, "соответствовали нашим ценностям" (да ещё и предъявляли заверенные подтверждения своему "соответствию")", "банальная" слежка ФБР даже за писателями-фантастами, - "предоставляли очень реальное "доказательство" для незаметно встроенных в фильмы страхов".

В итоге, "в 1950-е штатовская паранойя холодной войны и страх перед неизбежными разрушением и поражением породили беспрецедентную волну фильмов об инопланетном вторжении и апокалиптических космических авантюрах".

"Конечно, многие другие фантастические киноленты США 1950-х предпочли отразить свои страхи ядерной эры в ещё более колоссальных пропорциях или вообще вынести за земные пределы. Сценаристам и режиссёрам проще было" для зрительской аудитории "иметь дело или одолевать либо что-то невообразимое, либо вовсе проявляющееся монструозно, - в форме, скажем, муравьёв-мутантов (как в "Они!" 1954 Гордона Дугласа (1907-1993)", снявшего в 1950-е и несколько "обычных" антикоммунистических нуар-лент), "гигантского тарантула ("Тарантул" 1955 режиссёра Джека Арнольда (1916-1992)) или желеобразной космической "капли" ("Капля" 1958 Ирвина Йеуорта (1926-2004)".

"Вот ещё пара из тоже ярких образчиков обозреваемого периода. Получившая в 1951 премию "Оскар" за спецэффекты лента "Место назначения - Луна" 1950 уже с самого своего начала по-джингоистски политизируется. У США с 1949 нет монополии на атомную бомбу, но "нам лучше выиграть в продолжающемся соперничестве! Атаку из космоса абсолютно невозможно остановить. Первая страна, которая сможет использовать Луну для запуска ракет, будет контролировать Землю!" А вот "Это пришло из далёкого космоса" 1953 того же Джека Арнольда представляет несколько иной подход инопланетных захватчиков, чем вышеупомянутое "Вторжение похитителей тел" несколькими годами позже. В штате Аризона объявляются одноглазые медузообразные монстры, похищающие и копирующие простых жителей городишки. На мой взгляд, Арнольду в данном кинофильме удалось проникнуть в самое сердце страха американца 1950-х перед "иными".

Скриншот: янки, до "медвежьей болезни" перепуганные массово изменившимися под влиянием "злых иных" соседями, из "Вторжения похитителей тел" 1956.


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments