rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Categories:

Мурлыкающие кинозвёзды

Котиков, которые "мохнатые лапы, а усы, как у папы", любят и киноманы, и киноделы. Один очень известный синефил и фелинолюб, поглаживая пушистую кису, ещё в 1922 даже причислил киношки с котиками к "важнейшим из искусств" (более точно, надеюсь, процитируют в комментариях знатоки наследия этого виднейшего критика). Англо-греческая журналистка Элени Стефану на ресурсе Британского института кино приводит 5 сентября 2017 подборку "классических кинолент британских, итальянских, французских и штатовских режиссёров, которые, честно говоря, были бы совсем не то без снявшихся там хвостатых котозвёзд".





"Способны ли кошки на киноактёрскую игру? Знаменитый в Голливуде дрессировщик Фрэнк Инн (1916-2002), в частности, работавший у Блейка Эдвардса вместе с кошачьей кинозвездой в 1961 на съёмках "Завтрака у Тиффани" по книге Трумена Капоте, вероятно, будет свидетельствовать в пользу их актерских способностей. Кто-то другой, возможно, станет утверждать, что удовольствие от лицезрения кота на экране как раз и заключается в того непосредственности, самостоятельности поведения и полном равнодушии к видению кинорежиссёра".

"Усатые-полосатые" давным-давно применили свой пресловутый "кошачий гипноз", совершенно зачаровав таких киноактёров-кошатников как Марлон Брандо (1924-2004) и Джеймс Дин (1931-1955). Режиссёр Стэнли Кубрик (1928-1999) кошек просто обожал, разрешая вторгаться когда бы тем ни вздумалось к нему в кабинет или монтажную; при этом в блюдце наливал им попить лишь эвианскую воду".

"Однако котики отчего-то не часто получают шикарные кинороли. Почему-то режиссёры больше предпочитают снимать собак (равно как и отдаёт им предпочтение часть киноманов). Хотя что значит "почему-то"? Собаки - они ведь как актёры-профессионалы, при должной дрессировке хорошо следуют режиссёрским указаниям. Однако и котам с кошками не раз удавалось блеснуть в кинолентах, послужив во многих сценах незаменимыми нарративными девайсами. Мурлыки убедительно играют преданных компаньонов, обеспечивают сюжету важные катализаторы, - ну, или же просто тотально умиляют нас, зрителей".

"Конечно, в кинематографе кисы ещё не господствуют, не то что в соцсетях, где видео и картинки с котиками уже стали феноменом, генерирующим миллиарды просмотров. Но их присутствие на экране требует нашего внимания столько же, как и лучших из "двуногих" кинозвёзд".

Скриншот: фильм 1903 "Больной котёнок" (британский режиссёр Джордж Смит (1864-1959)). "Эта короткая, чуть более 30 секунд, немая лента появилась спустя 8 лет после рождения кинематографа и более чем за сотню до сегодняшнего заполонения котиков в соцсетях. Сюжет прост как блюдце с молоком: двое детишек, мальчик и девочка, играют во врачей, а их "страдающий от неизвестной болезни" пациент - котёнок. Котика из ложечки поят "лекарством" - похоже, обычным молоком, и вот уже зверёныш "излечён", а юный врачебный дуэт поздравляет друг друга торжествующим рукопожатием. Снявший фильм один из пионеров британского кинематографа, судя по всему, был одним из первых, кто выявил, насколько обезоруживающе присутствие на экране домашней кошки".



Скриншот: фильм 1934 "Аталанта" (французский режиссёр Жан Виго (1905-1934). "Эту душевную, поэтичную историю о молодых новобрачных, начинающих жизнь на борту самоходной баржи шкипера-мужа, в 2012 при составлении очень авторитетного перечня "Величайшие фильмы всех времён" на текущее десятилетие для британского журнала "Sight & Sound" опрошенные 846 кинокритиков поставили на 12-е место (между 11-м "Броненосцем "Потёмкин" 1925 Сергея Эйзенштейна (1898-1948) и 13-м "На последнем дыхании" 1960 Жан-Люка Годара (родился в 1930))". Фильм снимал оператор - брат советского кинорежиссёра Дзиги Вертова (1895-1954) на камеру, присланную из СССР тем же Вертовым. "В большинстве сцен ленты - многочисленные кошки и котята, принадлежащие эксцентричному моряку папаше Жюлю (его играет швейцарец Мишель Симон (1895-1975)) и которым тот позволяет и шастать по всему судёнышку, и восседать на себе. Виго, говорят, собирался наделить Жюля псом. Но, подумав, выбрал-таки кошек; и к счастью - ибо те великолепно вписались в натуралистичные и сюрреалистские тона фильма".



Скриншот: фильм 1960 "Сладкая жизнь" (итальянский режиссёр Федерико Феллини (1920-1993)), даже запрещавшийся в год своего выхода правым правительством Италии. "Добиться любви "недостижимой женщины" достаточно трудно; а если добавить в сцены ещё и непреодолимого по мега-обаянию котёнка... Словом, у ухажера появляется серьёзнейший конкурент, вынуждающий с собой считаться. Журналюга из таблоида Марчелло (итальянец Марчелло Мастроянни (1924-1996)) на улицах Рима падает жертвой чар прелестницы-кинозвезды Сильвии (шведка Анита Экберг (1931-2015)). Увы и ах, сердце той украл котёнок. И Марчелло посреди ночи, поныв, таки отправляется куда-то в тёмные переулки на поиски молока для котёнка".



Скриншот: фильм 1961 "Завтрак у Тиффани" (штатовский режиссёр Блэйк Эдвардс (1922-2010)). "Источники пишут о девяти снимавшихся в этой ленте котах - дублёрах. Но имя главного, профессионально обученного и сыгравшего в ряде других лент кота-кинозвезды - Оранджи. Безымянный кот в "Завтраке", что лишь подчёркивается репликами и ремарками Холли Голайтли (Одри Хепбёрн (1929-1993)), - метафора её мятущегося беспокойного духа. Хепбёрн говорила, что самым неприятным для неё в кинокарьере действием на съемках было изгнание со-звезды и коллеги Оранджи вон из такси на улицу, как требовалось сценарием".



Скриншот: фильм 1972 "Крестный отец" (штатовский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (родился в 1939)). "Собственно, когда тёмным, "злым" персонажам в фильме суют в руки кота (как, например, пану Блофельду из Гданьска и франшизы о 007), то режиссёры со сценаристами таким образом умышленно хотят его присутствием акцентировать на исходящей от антагониста угрозе. А вот при съёмках "Крёстного отца" всё вышло спонтанно. История гласит, что Коппола, увидев, как киса разгуливает по студии да ещё и почувствовав близость Брандо к животным, подхватил зверюшку и сунул её в руки своего дона Корлеоне. Итог: блестящий контраст между мафиозным боссом, обсуждающим свой бизнес, и милой животиной, которую тор гладит. Произошла отличная сцепка, в том числе, и монологов Вито Корлеоне с интенсивным мурчанием "коллеги"; согласно кинолегенде, это добавило дополнительных часов работы звуковикам при постпродакшне".



Скриншот: фильм 1973 "Американская ночь" (французский режиссёр Франсуа Трюффо (1932-1984); во французских киноведческих трудах, к слову, легко найти фото 1970 как Трюффо распространяет на парижских улицах марксистско-ленинские издания с портретом Мао Цзэдуна). "В собственной ленте Трюффо играет кинорежиссёра Феррана, который разочарованно сетует: мол, никак не получается снимать без "кошки, которая могла бы сыграть роль". На скриншоте - часть эпизода, в котором съёмочная группа Феррана пытается заставить удирающего котенка выпить откуда предписано сценарием. Своенравная и капризная кошка? И кто бы мог подумать, а? Данный фильм как лучший на иностранном языке получил в 1974 премию "Оскар"; а сама сцена с четвероногим актёром - прямая автоотсылка к сцене к ленте Трюффо 1964 "Нежная кожа".



Скриншот: фильм 1979 "Чужой" (британский режиссёр Ридли Скотт (родился в 1937)). "Корабельный кот Джонс, член экипажа космического буксира "Ностромо", вообще выполняет в ленте несколько примечательных функций. Он предоставляет простенькое объяснение, почему другие из команды в одиночку куда-либо отправились. Животное заменяет собеседника протагонистке - и Рипли не выглядит сбрендившей, когда говорит вслух сама с собой. Наконец, Джонса используют для, так сказать, "внезапных шок-моментов", - когда котяра неожиданно впрыгивает в происходящее действие. Словом, очень многогранный и важный персонаж фантастического фильма".


Tags: кино, питомцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments