rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Categories:

ФБРовец расправил плечи

"В политическом мышлении США сохраняется устойчивое наследие Айн Рэнд (Алисы Розенбаум, 1905-1982). Однако область, остающаяся ещё достаточно тщательно не изученной в популярной прессе, - прямое и косвенное влияние Рэнд на Голливуд".



Штатовский интернет-ресурс "Gizmodo" рассказывает 12 мая 2016:

К примеру, в 1940-х "Рэнд была в значительной мере известна тем, что помогала искоренять в Голливуде коммунистов". Она, к примеру, сотрудничала с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, а также написала разосланную кинопродюсерам и режиссёрам обличительную брошюру о том, как им делать свои фильмы максимально проамериканскими". Ну, по крайней мере, такими, в какой "версии видела "Америку" сама Рэнд" По сути, "Айн Рэнд написала руководство для Голливуда о том, как делать киноленты про-капиталистическими" и антикоммунистическими.

Как известно, "во время своей "великой охоты на коммунистических ведьм" 1940-х - 1950-х сенатор Джозеф Маккарти уделил своё позорное внимание и Голливуду. Маккарти пытался очистить таковой от любого возможного пятнышка хотя бы "розоватого" влияния". А консервативные деятели "были более чем счастливы называть имена предполагаемых коммунистов, работающих в Голливуде, и предоставлять маккартистам любую другую необходимую помощь". В частности, так и появилось на свет "написанное Рэнд руководство для киноиндустрии".

"Под названием "Screen Guide for Americans", брошюра вышла в 1947. В Университете штата Мичиган имеется её копия; руководство даёт советы кинопроизводителям по всем вопросам: от выявления у своих сценаристов коммунистической подрывной деятельности до практических советов о том, как избежать "прославления простого человека". Ибо, как поясняет Рэнд, "прославление простого человека" есть "коммунистическая доктрина", которая-де "проповедует господство посредственности".

"Интересны отдельно и рассуждения Рэнд о "непозволительности оправдывания порочности и греховности": учитывая собственную одержимость Рэнд маньяком-убийцей Хикманом и прославление его. После того, как в 1927 Хикман убил и расчленил 12-летнюю девочку Мэрион Паркер, Рэнд писала, что убийца имел "неподдельно прекрасную душу", у него была "подлинная, врожденная психология Сверхчеловека".

"В целом, вся брошюра - захватывающий артефакт холодной войны". Разумеется, "не известно, сколько кинопроизводителей в Голливуде прочитали эту брошюру. Но, читал ли кто из них её или нет, мы однозначно наблюдаем в 1950-е "сверх-коррекцию" Голливуда. Когда каждый продюсер старался доказать, что он более патриотичен (читай: антикоммунистичен), чем остальные". Перед тем, в 1930-е, Голливуд самозабвенно любил гитлеровцев (и их рейхсмарки, разумеется).

"Ниже - некоторые из наиболее занимательных цитат из документа".

О том, что "невинных историй" при капитализме быть не может

"Намерение коммунистов в Голливуде - это не производство политических фильмов, открыто пропагандирующих коммунизм. Их намерение состоит в том, чтобы разложить наши моральные предпосылки, разлагая неполитическими фильмами - вводя малые кусочки пропаганды в невинные истории - и таким образом косвенно и окольно заставляя людей впитывать базовые предпосылки коллективизма".

О том, что нужно всегда помнить, за какую ты форму собственности

"Не проповедуйте превосходство общественной собственности как таковой над частной собственностью. Не проповедуйте и не намекайте, что все проекты, находящиеся в общественной собственности, являются благородными, гуманитарными начинаниями по милости того факта, что они в общественной собственности, - в то же время проповедуя, что частная собственность или защита прав частной собственности являются выражением какой-то порочной жадности, антиобщественной эгоистичности или зла".

О том, кого нельзя критиковать

В кинофильмах почему-то "позволяют себе унижать, оскорблять, грязно измазывать и оклеветывать американских бизнесменов - самым безответственно нечестным образом", "выставляя монстрами" весь "класс деловых людей".

О тех самых "простых людях"

"Простой, обыкновенный человек" - один из худших лозунгов коммунизма, и слишком многие из нас повелись на него, не задумываясь".

"Обыкновенный, обычный" - "это значит: у него нет выдающихся способностей, нет выдающихся добродетелей, нет выдающегося интеллекта. И таков объект прославления? В коммунистической доктрине - да. Коммунизм проповедует господство посредственности, разрушение всей индивидуальности и все личных различий, превращение людей в "массы", что означает неделимое, недифференцированное, безликое, среднее, обычное стадо".

О том, кто дикари, а кто - не-злодеи по определению

"Только дикари и коммунисты богатеют при помощи силы, - то есть, грабя собственность других. Основополагающим американским принципом является то, что каждый человек может свободно действовать ради своей выгоды", при этом "его собственность принадлежит ему - сделал ли он один доллар или один миллион долларов. Если злодей в показываемой вами истории окажется богатым, - ни в коем случае не допускайте линий диалога, наводящих на мысль, что тот является типичным представителем целого общественного класса, символом всех богатых. Ясно держите этот момент и в вашем уме, и вашем сценарии: его злодейство обусловлено отнюдь не его богатством или классом, а личным характером".

О тех, кто погряз в грехе и пороке

"Не оправдывайте порочность и греховность. Не распускайте слюни насчёт беспомощных слабаков как обусловленных "жертв обстоятельств" (или "происхождения", или "общества", которое "не смогло помочь им").

О том, что ещё никогда нельзя критиковать

"Не дискредитируйте наши суды, представляя их в качестве коррумпированных. Если вы это делаете - то ведёте людей к уверенности в возможности применения насилия, если справедливость не может быть достигнута мирно. Правда, что были порочные конгрессмены и судьи, а также фальсифицировавшие итоги выборов политики, - как есть порочные люди в любой профессии. Но если вы представляете их" в своей "киноистории, обязательно дайте понять: что вы критикуете отдельных людей, - но не систему. Американская система как таковая является лучшей в истории".

О главном моральном обязательстве кинематографиста

"У вас нет никаких обязательств делать политические картины". Однако, даже снимая "неполитические киноленты", у вас "есть моральное обязательство искренне и честно представлять политические идеи американизма".

Скриншот из нуар-ленты 1951 "Я был коммунистом для ФБР" штатовского режиссёра Гордона Дугласа (1907-1993). В ней патриотичный "словено-американец" ради разоблачения козней агентуры СССР внедряется в коммунистическую ячейку в Питтсбурге. И девять лет, не забывая накушиваться на подпольных сборищах красных икрой с шампанским, исправно стучит на товарищей по партии в ФБР. Внимательные коммунисты могли бы разоблачить инфильтранта - тот слишком любит бейсбол. Но, на свою беду, в киноленте эту деталь "влиятельные подстрекатели толп рабочих, чернокожих и школьных учительниц в тылу у сражающегося с Северной Кореей государства" прошляпили:


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment