rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Categories:

У них в стране на каждый лье

"Американцы во время холодной войны были одержимы шпионской культурой", - констатирует штатовский интернет-ресурс "Gizmodo" 12 февраля 2015. "Ну, кто же не любил наших шпионов? Коммунисты, вот кто. Проклятые комуняки. Шпионаж и шпиономания пропитали каждый аспект поп-культуры" на Западе "в 1960-е - 1970-е - от телевидения и кино до комиксов и даже настольных игр". Далее ресурс приводит душевную "коллекцию настольных игр, которые позволяли" жителям стран Запада тех лет "отыгрывать свои самые дичайшие и необузданные шпионские фантазии", стараясь хоть как-то спастись от грозящего свободно-рыночным ценностям большевизма при помощи "нескольких кубиков-дайсов и, может быть, ещё пары дурацких дешифрующих очков".



Оговорю, что игры, изданные в "нагрузку" к нескольким тянущимся ещё с тех лет кинофраншизам, в рассказ о подборке игр на русском не попали. Ввиду, хотя бы, уже их редкой унылости, скучности и крайней вторичности.

Ну, и с ходу предлагаю уважаемым читателям: обратите внимание на страну производителя той или иной игры. Штатовские ещё бодрятся, предлагают согражданам помочь сдержать красную угрозу. Хотя сами эти сограждане в какие-либо перспективы данного сдерживания уже просто не верят (в качестве иллюстрации - перепечатанная тем же "Gizmodo" 17 мая 2013 статья из техасской "Grand Prairie Daily News" за 4 июля 1976, где её читатели-техасцы, по случаю 200-летия Декларации независимости Штатов, печатно предрекают: в течение последующей сотни лет США ждут или "неизбежное ядерное уничтожение", или, "если нас всех не разрушат таким способом, то, определённо, в какой-то момент будущего нас полностью захватят коммунисты"). Британские - так те больше предлагают сосредоточиться на самом процессе шпионажа - и "весело и прибыльно подшпионивать за всеми". А вот канадские игроделы, явно уже и сами, пока не стало слишком поздно, готовые безоговорочно капитулировать перед каким-нибудь "вьетнамо-китае-кубино-советским десантом", с ходу прямо приучают западного потребителя "уже здесь и сейчас" тренировать свои шпионские привычки для возможной работы на мировой большевизм. Кроме шуток.



"Undercover: The Game of Secret Agents" (вышла в США в 1960).

В ней "для чтения тайных зашифрованных сообщений и поиска путей пасения" от опаснейшего противника с красными кокардами, игрокам-американцам старше 8-ми зачем-то предлагаются "по паре красных тонированных очков". В описании игры говорится, что "инфраскопы" помогают также "найти и использовать тайных сторонников" Штатов, - чтобы, опять же, таки, попытаться удрать самому, бросив своих пособников на произвол судьбы.



"Spy Detector" (вышла в США в 1963).

За час игры бдительным американцам от 8 лет предлагалось непринуждённо и увлекательно вычислить, среди бурного изобилия подозреваемых, агентов мирового большевизма и арестовать их вместе с группой нарисованных на картонке штатовских спецслужбистов. В комплекте и полезный "синий пластмассовый гаджет" в помощь юному (или не очень) шпиономану, и шикарный, просто таки программирующий реестр этих самых подозреваемых лиц с указанием, прежде всего, их профессий и занятий. Вот, для примера, среди конкретно кого лояльному стороннику западных ценностей в те годы было крайне типично встретить лиц, каковых легко заподозрить в симпатиях и работе на Гавану, Москву и Пекин: "актриса", "атомщик", "битник", "врач", "гардеробщица", "кинорежиссёр", "метрдотель", "музыкант", "певица", "плейбой", "повар", "прачка", "продавщица", "работник автозаправки", "газетный репортёр", "секретарша", "слесарь", "таксист", "тромбонист", "учёный", "химик", "художник", "школьная учительница".



"Spy Ring" (вышла в Британии в 1965, до 1980-х выпускалась и несколько раз перезапускалась такжев Австралии, Бразилии, Новой Зеландии, Франции и Швеции).

В этой "ставшей культовой в Британии настолке, в 1970-е и 1980-е неоднократно вновь выпускавшейся", 3-4 младшеклассникам-"томми" предлагалось пошпионить уже за 16 посольствами в некоем новопостроенном городе, "собирая секреты". Кто больше и ценнее секретов собрал одним из маленьких шпиончиков любого радужного оттенка - тот и победил. Каких посольств? А любых, британцу тех лет было уже всё равно, за кем подглядывать и вынюхивать, лишь бы оказаться сверху. Шпионить "по-радужному" предлагалось и за КНР, СССР (где-то в процессе игры на карточках собиралось кодовое слово кириллицей "Рыба") и СФРЮ (здесь использовалось написанное гаевицей "Riba"), - но также и за Австрией с Финляндией, и за Францией с ФРГ и США.



"Super Spy" (вышла в США в 1971).

Игрокам, всё тем же американцам старше 8, "предлагалось в этой снабжённой двумя батарейками настолке незаметно прокрасться в" КГБ там, Комитет за държавна сигурност или Stasi и похитить из-под носа красных секретные документы. Сделать всё нужно так, чтобы не включилась охранная сигнализация. Среди возможных секретов комуняк - "Микроплёнка устройства лазерного луча" и "Радиосообщения от проекта по мореплаванию". Завладев-таки уникальной тайной коммунистического гиперболоида, её ещё нужно было смочь доставить в некое "Убежище".



"Spy Training Games. Super KGB" (вышла в Канаде в 1973).

Собственно, в одной упаковке канадский производитель выпустил сразу две игры, "Project CIA: The Secret Formula" и "Project KGB: The double agent". В последней было чуток сложнее и занятнее - кроме сбора в поисках секретной формулы 17 конвертов в здании с охраной нужно было ещё ловить ЦРУшных "кротов" для начальства из КГБ.



"Conspiracy" (вышла в США в 1973, до начала 1990-х выпускалась в Австрии, Британии, Канаде и ФРГ).

Упор в игровом процессе авторства британского геймдизайнера делался на способности игрока грамотно проплачивать своим шпионам, а также лгать им же, торговаться с ними, перекупать шпионов у других игроков. Ну, и предавать да подставлять информаторов, как же без этого в западном шпионаже. В описании игры, как написано прямо на коробке, "блефа и предательства", подчёркивается её "семейный" характер; играть рекомендуется четырём. Причем минимальная сумма, которую запрашивает один из 8 шпионов, будь он усатый живчик Ahmed в чалме или пожилая диссидентка Tanya в старомодных очках, - 100 долларов.



"Microdot" (вышла в Австралии, Британии и США в 1975, позднее издавалась в ФРГ).

Суть игры для 8-летних и старше - захват сумки с дипломатической почтой. Практически, "Сумка дипкурьера", - только предлагается воображаемо побыть не героическими, "идущими сквозь револьверный лай" Теодором Нетте (1896-1926) и Иоганном Махмасталем (1891-1942), а кем-то из напавшего на них наёмного сброда.
Tags: игротека
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment