rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Categories:

Жил отважный капитан

"Капитан дальнего плавания из Уэльса спас тысячи испанцев, которые в финальные дни гражданской войны спасались от продвигавшихся фашистских войск. Арчибальд Диксон из Кардиффа командовал британским грузовым судном "S.S. Stanbrook" - последним судном, покинувшим порт Аликанте в Валенсии, на востоке Испании, 28 марта 1939, прежде чем этот город пал перед войсками генерала Франко. На борту парохода было 2 тысячи 638 гражданских беженцев, которые благополучно были доставлены в Алжир. Капитан Диксон и вся его команда потеряют собственные жизни позднее, в том же таки 1939. 19 ноября, в первые месяцы Второй мировой войны, "Stanbrook" торпедирует гитлеровская подлодка".



Лондонский "International Brigade Memorial Trust" напоминает на своём сайте:

"Тысячи республиканских беженцев тогда ещё остались в Аликанте, последнем крупном порту, который ещё не был захвачен фашистами. Впоследствии их окружили, схватили и и бросили в печально известный концлагерь "Campo de Los Almendros" войска Муссолини и Франко. Где многих казнили, либо же те умерли в ужасных условиях, в жестоком царстве фашистского террора".

Кардиффское издание "WalesOnline" отмечает 29 марта 2013:

"Несмотря на спасение 2 тысяч 638 человек имени настоящего героя, Арчибальда Диксона, фактически не слышали в Уэльсе. Может быть, потому, что он проявил свою отвагу в далеких иноземных водах, его широко не признают, как валлийского героя. А может, всё же потому, что о гражданской войне в Испании не так много преподают в наших школах..."

"Тысячи же испанских выживших и их потомков горячо благодарны Диксону из Уэльса. В 1939 он был капитаном британского 1383-тонного парохода "SS Stanbrook", построенного в 1909 на северо-востоке Англии. К тому времени гражданская война уже давно бушевала в Испании, унеся сотни тысяч жизней. Другие сотни тысяч, беженцы, пытались покинуть Испанию и оказаться в других странах, в частности, в Мексике и Франции. Суда, поставлявшие или вывозившие грузы из портов республиканской Испании, оказались под постоянной угрозой воздушных налётов, бомбардировок, обстрелов и морских мин со стороны флота мятежников-франкистов, которых поддерживали гитлеровцы и муссолиниевцы".

"От начала гражданской войны в Испании в 1936 до её окончания в 1939 только судов из Уэльса, которые были обстреляны и потоплены либо сильно повреждены, было 10. При этом некоторые из их экипажей или полностью погибли, или очень серьёзно пострадали. Ещё 9 судов из Уэльса были захвачены фашистами Франко. "Stanbrook" Диксона был одним из немногих, кто ещё рисковал прорываться через фашистскую блокаду в Испанскую республику и из неё".

"В своём письме в лондонскую газету "Sunday Dispatch", датированную весной 1939, Диксон описал своё плавание в Аликанте, одну из последних территорий республики, не захваченной армией Франко. Вышедшее из Марселя судно в море "перехватил франкистский эсминец, который проинструктировал нас: не идите в Аликанте. Однако, при помощи ухудшившейся погоды, мы вошли в Аликанте 19 марта, примерно в 18-00". Диксон описывает, как они несколько дней стояли в порту, дожидалясь указаний судовладельцев относительно груза апельсинов, - и получили телеграмму "немедленно выходить в море".

"Однако на набережную всё прибывали и прибывали беженцы-республиканцы. По оценкам, вскоре их соберётся тут от 20 до 30 тысяч человек. Капитан из Уэльса так описывает разворачивающиеся сцены: "Среди беженцев было большое количество женщин, юных девушек и детей всех возрастов". Он говорит: "Ввиду большого числа беженцев, я оказался в затруднительном положении, так как мне было приказано судовладельцами не принимать беженцев". Однако, "видя условия и положение, в котором те оказались, я, исходя из положений гуманности, взял их на борт, чтобы впоследствии высадить их в Оране (Алжир)".

"Число беженцев на борту делало почти невозможным само движение на судне", - рисует Диксон в своём письме картину происходившего. Палуба была забита, а когда часть людей перемещалась в трюмы, то "освобождающееся место немедленно заполнялось дополнительными людьми" с берега. По оценкам капитана, "в это время на борту было около 2 тысяч беженцев", столько, сколько он мог забрать. "И практически невозможно дать адекватное представление сцены, которую представляло теперь моё судно. В ближайшем подобии можно сказать, что это было похоже на один из забитых по завязку народом пароходов в праздничные выходные на Темзе, - но только во много раз хуже. На самом деле, при всем моём почти 33-летнем опыте в море, я никогда не видал ничего подобного. И, надеюсь, никогда больше не увижу".

"Официальные данные того времени дают общее количество людей, взятых на "Stanbrook", - 2 тысячи 638 человек. Ходили слухи, что порт вот-вот будут бомбить с воздуха, - что впоследствии оказалось правдой. "Stanbrook" покинул Аликанте под покровом темноты; капитан Диксон вёл его зигзагом, стараясь прорваться через морскую блокаду на пути к гавани в Оране. А спустя 10 минут после выхода судна из порта тот уже жестоко бомбили".

"Условия на борту судна были ужасны из-за огромного числа людей, занимающих пространство. Не хватало пищи и воды, на судне было лишь два гальюна; так что выглядет удачей даже то, что во время плавания никто не умер. Через 20 часов после выхода из Аликанте перегруженный и кренящийся "Stanbrook", едва избежав встречи с кораблями фашистов, блокировавших порт, наконец, прибыл в Оран. Однако в течение первых нескольких дней французские колониальные власти не пускали корабль пришвартоваться у причала. В конце концов, они "милостиво" разрешили покинуть судно женщинам, детям и старикам". Для чего Диксону пришлось запугивать французских чиновников угрозой "выбросить корабль на берег прямо в гавани". "Но прошли ещё дни и дни, пока смогли сойти на берег остальные беженцы. И то лишь тогда, когда власти испугались вспышки тифа".

"1 мая 1939 "Stanbrook" покинул Оран. А менее чем через шесть месяцев, в Северном море, когда оно совершало плавание из Антверпена в Тайнсайд, судно было торпедировано гитлеровской подлодкой. "Stanbrook" разломился надвое, и все 22 члена экипажа, в том числе, капитан Диксон, погибли".

Фотоколлаж: переполненный сухогруз "Stanbrook" и капитан Арчибальд Диксон (1892-1939).


Tags: Британия, Испания, Уэльс, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments