rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Categories:

Мерная поступь Алых Ходоков

Как-то, месяца полтора назад, мельком упомянул, что некоторые из моих воеводинских знакомых смотрят сериал "Игра престолов", с сербскими субтитрами. Сочинители последних ориентируются на имена и географические названия из "книжного" перевода Николы Пайванчича; зрителю с украинских территорий или России все эти "Гвоздени престо", "Зимоврел", "мајка змајева", "Кућа Ланистера", "Џон Снежни" и прочие "Туђини" могут показаться непривычными, но привычка, сами понимаете, дело наживное. А ещё сербские медиа время от времени подкалывают хорватских коллег заметками на тему "скоро из-за реструктуризации внутренних бюджетов американского канала HBO и пересмотра хорватским минкультом правительственных субвенций перестанут снимать этот сериал в Дубровнике и на Мальту переберутся"; потом в комментариях на соответствующих интернет-страницах вырастают длиннющие полотна бестолковых и часто нервных перебранок хорватских и сербских читателей.

Ниже - некоторые соображения на тему популярного у многих сериала, подводящего черту уже под четвёртым своим сезоном.

игра



Подход к фэнтези Джорджа Мартина, автора книжных "исходников" сериала, "Песма леда и ватре", - куда как более литературен, чем у многих его собратьев по избранной стезе. Радует и явный его широкий исторический и культурный кругозор - ценители истории средневековой Англии и не только видят массу литературно обработанных заимствований из подлинных эпизодов. Так вот, соображение первое. Популярность книг и сериала, наличие просто таки легионов преданных поклонников доказывает огромную ошибку тех, кто считает, будто современная широкая аудитория не в состоянии или "не имеет терпения" прорваться сквозь материал, требующий осмысления сложных моментов, удержания в памяти нитей запутанных интриг и жизненных перипетий (в том числе, внутренних конфликтов и изменения характеров под влиянием внешних обстоятельств) обильного количества персонажей, живущих в достаточно суровом, не приглаженном (хотя, отмечу, и не лишенным надежды) мире. Вообще, мир этот - какой-то, если уж сравнивать с качественным фэнтези, в определённом смысле, "антитолкиеновский". Вместо структурированности вокруг традиционного "путешествия героя" предложен "сетевой нарратив", частично, в силу пресловутой Мартиновской "убыли", изменяющийся комплект ведущих персонажей с отличающимися сюжетными траекториями, иногда пересекающимися. Вместо "идеальных по-толкиеновски женщин" - сложные женские персонажи с политическими амбициями, сентиментальными привязанностями и - да! - плотскими желаниями. Наконец, если в мире Средиземья настойчиво промоутируется идея существования "исключительного человека с праведной претензией на престол", который-де и "победит", то в Вестеросе с Эссосом правит "игра корысти", "праведным претензиям" вообще ничего не светит - без соответствующего подкрепления политическими махинациями, золотом и наёмной сталью.

Соображение второе. И снова об интригах. Излагаемая Мартином и создателями сериала история - это, в том числе, история о маневрах в правящих кругах. Каковые показаны достаточно откровенно - борьба за власть внутри правящего класса в классовом обществе осуществляется, в том числе, инстинктивно, в силу сути самого строя, при помощи предательств, доносов, шпионажа, клеветнических слухов, подстав, ударов в спину (в буквальном смысле тоже). Социальное содержание процесса для авторов - не то, чтобы табу, просто они его старательно или неосознанно сглаживают, но даже при этом накладываемом ими самими на себя ограничении показать получается многое, и показать вполне достоверно и впечатляюще. Захваливающая Мартиновы труды часть западных критиков любит порассуждать о "шекспировщине". Однако у "Вильяма нашего" герои куда как чётче, вместе с трансформацией мировоззрений, к концу произведений "ложатся" на различные социальные группы и силы. А вот у Мартина... Как стал бы отличаться мир Вестероса, если бы победили "благородные" Старки, а не "злые" (в основном) Ланнистеры? Не ищите у Мартина прямого ответа, хотя в отдельных деталях и не часто он всё же склонен констатировать, что для "простых селян и городского плебса" суть конфликта - борьба партий феодальной аристократии за власть над низшими классами. Впрочем, Мартин со следующими его стопами сценаристами грешат другим - чересчур фокусируются на "законной преемственности" и тому подобных штуках. Будто появление любой феодальной или королевской династии не коренится всегда в жестокости и преступлениях...

Соображение третье. При всём том, что некоторые правители и феодалы показаны с "лучшей" стороны, как "заботящиеся о тех, кто живёт на их земле", позиция этих феодалов не выходит за пределы общей позиции правящей элиты. А Мартин и Ко, в противовес многим и многим творениям фэнтези-жанра, не выставляют эту элиту высокоморальной, равно как и не стараются приукрасить эпоху Средневековья. За многими, так сказать, "экстравагантными" книжно-сериальными атрибутами "геополитической саги о реальполитик" проглядывает более чем достаточно не только из средневекового, но и из куда более современного мира. "Сильные" дома эксплуататоров, опирающиеся на армии, политиканские ухищрения, шпионаж и капиталы, жадно и хищно соперничают друг с другом. А трудящиеся страдают из-за всего этого, независимо от того, кто из домов власть имущих побеждает... В течение веков многие вещи меняются - но не суть классово враждебной тем, кто трудится, политики. Мысль эта перекликается и с предыдущим соображением, конечно.

Соображение четвёртое. Многие поклонники переживают, что у Мартина многие, казалось бы, сравнительно "положительные" и "имеющие законные права" персонажи гибнут или претерпевают сильные бедствия. Но это, скорее, в плюс "Игре престолов". Нет тут цинизма или фатализма, ни того, что "хорошему никогда не победить". Автор по-своему излагает и настойчиво продвигает верную и полезную мысль - битва будет долгой, трудной и кровавой, даже если мы не хотим отдавать себе в этом отчёт. Но бороться стоит во чтобы то ни стало. Ведь ничего, на самом деле, не происходит случайно, само по себе. Экономическая ситуация, стабильная или нестабильная, относительный социальный прогресс или откат, войны и революции - есть результат конкретных моментов борьбы между противоборствующими силами. Нищета и угнетение не должны приниматься как нечто неизбежное. И если история, в том числе, хорошо рассказанная история, чему-нибудь способна научить - так это тому, что нужно сопротивляться.

"Когда воссияет красная звезда, не станет ни престолов, ни тщеславных, мечтающих усесться там игроков в них, не будет больше ни рабов, ни слуг, ни господ. Война эта идёт от начала времён, и победят в ней Алые Ходоки".
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments