rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Пристрелить техасца

Новый, 2016, фильм шотландского режиссёра Дэвида Маккензи "Hell or High Water" ("Любой ценой"), несмотря на ограничения сюжета, определённые использованными шаблонами вестерна и бадди-муви, тем не менее, с самых первых кадров отражает и текущую социальную ткань "одноэтажной Америки", страдающей от брутальных махинаций и последствий алчности штатовской финансовой олигархии, гневающейся на неё. Не забывая время от времени бросать сатирические ремарки на церкви и существующее национальное неравноправие. Впрочем, критический взгляд на экономические и социальные условия Штатов, являющийся важной и привлекательной особенностью ленты, похоже, сознательно притушивается, умаляется, отталкивается на задний план самим Маккензи. Инструментом для такого умаления, повторюсь, служит, в том числе, и режиссёрское решение излишне близко следовать схемам указанных выше киножанров и поджанров.



Нищающий западный Техас, буквально задыхающийся под "железной пятой" банков, разрушающийся, как и все современные Штаты, под влиянием экономических и социальных условий. Что штатовским сценаристом Тейлором Шериданом и режиссёром отлично передано, почти как фотоснимок, - прежде всего, диалогами эпизодических персонажей плюс масса мелких деталей. К примеру, красноречивые биллборды, усеявшие окрашенные солнечным светом техасские пейзажи и заманивающие "избавиться" от бремени долгов, взяв у банков новые, еще более кабальные. Заброшенные, полуразвалившиеся дома, которые хозяева тщетно пытаются продать, или же жильё вот-вот отнимут банковские и судебные служащие. Деградирующие городки - и сердитые социальные лозунги на стенах их улиц.

Оставшийся в кризис безработным рабочий нефтегазового сектора Тоби Ховард (исполняющий его роль американский актёр Крис Пайн, признаюсь, приятно поразил - ранее, в том числе, в ряде фантастических кинолент, актёр производил неинтересное, а то и удручающее впечатление) тщательно продумывает план, опирающийся на серию ограблений местной банковской сети. Той самой, что вовлекла в долговое рабство его уже покойную мать. Да и, как выясняется из ряда реплик "простых техасцев", - массу здешних трудяг. Тоби подчёркивает: "Я жил в бедности всю жизнь. Как и мои родители, и их родители. Бедность как заразная болезнь - передается из поколения в поколение. Поражает всех твоих близких". Для его семьи и множества других американских семей бедность, усугубляющаяся по мере кризиса и произвола трескающихся от высосанного из народа банкиров, финансового капитала, - суровая многолетняя реальность. Как бы наивно ни представляли себе "райське життя в омрiянiй Америцi" различные деградировавшие идиоты из наиболее дремучих территорий. Брату помогает Таннер Ховард - и Бену Фостеру его циничный и бесстрашный персонаж, на мой взгляд, хорошо удался.

На очень "сродственной" с братьями социальной волне, как оказывается по мере развития действия, находится масса самого разного народу, от официантки Дженни Энн (Кэти Миксон) до непосредственно ловящего грабителей и гибнущего-таки в перестрелке с Таннером техасского рейнджера Альберто Паркера (Гил Бирмингем). Некоторые даже в той или иной степени - и по вполне осмысленным социальным причинам - сочувствуют вооруженным налётам Ховардов.

Открытая, смазанная концовка ленты, впрочем, разочаровывает. В ней не выходит свести воедино прежние вербальные и визуальные отсылки к коллапсирующим социальным условиям Штатов с большим пониманием источника, порождающего эти условия. Зрителю лишь предлагается, заполняя режиссёрско-сценаристское многоточие, самому пофантазировать, чем закончится новая встреча уже отставного и нарочито "неполиткорректного", обожающего расистские подколы, матерого "слуги капиталистического закона" Маркуса Гамильтона (в его роли Джефф Бриджес) и Тоби Ховарда. Выстрелами и смертью? Или же, выражаясь словами персонажа Хамфри Богарта в ленте "Казабланка" ("Касабланка") 1942, - возьмёт и станет "началом прекрасной дружбы"?

Тем не менее, новая кинолента Маккензи характеризуется высокой степенью эмпатии к тяжелому положению своих персонажей. Что редко встречается в современном западном кинематографе. А более глубокому и яркому портрету нынешних Штатов в этом кинематографе ещё только предстоит найти свой путь.


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment