rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Category:

Орсон Уэллс: "Две вещи, которые мне не нравятся в Югославии"

"Один из наиболее крупных мировых режиссёров не любит давать интервью. Несколько последних лет он не разговаривал с журналистами. Однако, так как он необыкновенно любит CФРЮ, то согласился поговорить именно с югославским изданием". Интервью Орсона Уэллса обозревателям "Радио TV ревиjа" в мае 1979.





"Мы знали, что Орсон Уэллс, по мнению многих, один из крупнейших кинорежиссёров, возможно, самая большая живая легенда кино. Насколько это точно, мы поняли однажды вечером, когда, по случаю встречи с ним зашли в наиэксклюзивнейший голливудский ресторан " Ma Maison". Едва завидев Уэллса, знаменитый американский киноактёр Джек Леммон прервал обед, с воодушевлением бросился к Орсону и низко, с огромным уважением, поклонился ему..."

"По мнению большинства критиков, один из лучших фильмов - "Грађанин Кејн" ("Гражданин Кейн") 1941, для которого Уэллс написал сценарий, был его продюсером, режиссером и играл главную роль, стареющего газетного магната. Было тогда Орсону 25 лет. Впрочем, Уэллс и помимо этой ленты снял множество кинофильмов, которые сделали его легендой мирового кино. Один из них , "Ф как фальшивка" 1974 несколько лет назад показывали на югославском телевидении под названием "Истине и лажи".

"Как считают киноэксперты, в том числе, и французский режиссёр Франсуа Трюффо, Уэллс в этом фильме "моложе чем когда-либо" и "без сомнения, настоящий гений". Однако сам Орсон не разрешает и не любит, когда ему так говорят. У него вмиг может измениться настроение, ему трудно угодить. Время он проводит за работой, за своей пишущей машинкой в своём доме в Голливуде".

"По вечерам он редко выходит, предпочитая сидеть у телевизора, чьи программы нервозно переключает каждые полминуты, в поисках того, что его заинтересует. Впрочем, интересное находится редко, при всём телевизионном изобилии в 27 программ, которые показывают в той части Америки. Хотя Уэллс сам всё больше работает на телевидении - ведь те два фильма, над которыми он работал последние годы, в том числе, "Друга страна ветра" ("Другая сторона ветра"), он никак не закончит. Из-за трудностей с финансированием".

"- Телевидение меня заинтересовало, потому что это новая, очень популярный вид искусства, - говорит Уэллс. - Ранее я опробовал себя в театре, на радио, в водевиле, даже в кабаре. Теперь вот заинтересовался телевидением. Хотя, должен сказать - телевидение лишь иногда вид искусства..."

"- Почему только иногда?"

"- Телевидение было, в отличие от кино, в западном мире - прежде всего, экономическим причинам, это медиа рекламы, а уже потом искусства. Это одна большая распродажа вещей, а в кино иначе. Публика покупает билеты, чтобы увидеть фильм, будь он плох или хорош, тогда как телевидение, которое мы имеем в этом коммерциализированном капиталистическом обществе, в сущности, направлено на продажу того и этого, а не на развлечение зрителя. Телевидение очень редко являет собой вид искусства, ведь, в конце концов, не задумывалось, чтобы быть в качестве такового".

"- Сколько времени вы проводите возле телевизора?"

"- Много! Отчасти из-за лени, во-вторых - ради удовольствия, а в-третьих - хотя это может про звучать как алиби - потому, что телевидение является бесценным окном в мир популярной культуры".

"- Но ведь Вы однажды заявили, что телевизор - это урна для мусора..."

"- Да, но и мусор может быть интересным. В конце концов, изучение мусора представляет собой содержание таких наук как антропология или археология. Cловно клошар, я заглядываю в эту урну для мусора, пытаясь найти в ней хоть что-то стоящее".

"- Ваш фильм "Истине и лажи" показывался на югославском телевидении, однако у кинодистрибьюторов не хватило храбрости запустить его в залы наших кинотеатров. Они опасались слабого отклика публики. А Вы также считаете, что этот фильм - лишь для горстки киногурманов?"

"- Я надеюсь, что это не так. Это моя личная попытка найти новые киноформы, которые на этот период жизни интересуют меня больше, чем все остальные. Искренне надеюсь, что такие попытки не заинтересуют лишь малое количество людей. Чему у меня есть и подтверждение, потому что этот фильм в некоторых частях света добился значительных успехов, как это произошло в Германии и Франции. А вот в Канаде, между тем, никто не хотел идти в кинозал, чтобы его посмотреть. Больше всего меня поражает и даже смущает факт, что пропорционально намного меньше людей видело эту мою ленту в CША, чем, например, в CФРЮ. Для меня - большой комплимент, что "Истине и лажи"показало ваше телевидение. Этим я искренне горжусь! В CША данный фильм никогда показывали по телевидению, похоже, что никогда и не покажут!"

"- C каким режиссером Вы не сотрудничали в качестве актера, но хотели бы этого?"

"- С Джоном Фордом (1894-1973). Он мне как-то предлагал главную роль, но из-за одного недоразумения я не согласился. И с Жаном Ренуаром (1894-1979) также. Он мне, впрочем, никогда роли не предлагал, но это всегда было моей мечтой - сыграть в одном из его фильмов".

"- Однажды Вы заявили, что необычайно цените Пьетро Джерми (1914-1974) и Витторио Де Сику (1901-1974)..."

"- Да, но они не тот калибр, чтобы можно было их сравнить с Фордом и Ренуаром. Де Сика, может, и великий режиссёр, но я никогда не горел желанием работать с ним. А как актёр он мне всегда напоминал метрдотеля какого-нибудь шикарного ресторана".

"- Есть ли актеры в Штатах, с которыми вы хотели бы сотрудничать?"

"- В CША, в Голливуде полным-полно "кинозвёзд", среди которых даже можно встретить и хороших актёров. Вот с такими я бы хотел работать. Среди них - Уоррен Битти, Роберт Де Ниро, Джек Николсон, Аль Пачино и, вероятно, к удивлению ваших читателей - Бёрт Рейнолдс. Он - необыкновенно одаренный актер. Впрочем, лучше меня не расспрашивайте на эту тему, не хватайте за язык - кого я упомянул, кого нет, и почему. Не люблю негативно отзываться о коллегах".

"- Вы не упомянули ни одну кинозвезду из более ранних периодов Голливуда".

"- Были и прежде великие звёзды, среди которых были и хорошие актеры. Но я хотел бы сотрудничать, прежде всего, с одним из них - с Джеймсом Кэгни".

"- О каком кинофильме Вы мечтаете, но до сих пор не успели его снять?"

"- О ленте "Король Лир". Я всегда мечтал снять этот фильм, но мне все больше кажется, что никогда его сделать не получится".

"- Мы видели на американском телевидении, что Вы в одной коммерческой передаче рекламируете вино. Не считаете ли Вы, что это может быть недостойно деятеля искусств вашего ранга?"

"- Нет! Буду искренен, за ту рекламу я получил 75 тысяч долларов. И это для меня является частью искусства, потому что эти деньги я использую, чтобы снимать кинофильмы по собственному вкусу. Вы, возможно, не знаете, что почти все свои фильмы я снимал на собственные средства".

"- При этом Вы за очень и очень скромные гонорары играли роли в югославских фильмах - в "Битка на Неретви" ("Битва на Неретве") Велько Булайича в 1969, а вот сейчас будете сниматься в "Тајна Николе Тесле" ("Тайна Николы Теслы") Крсто Папича..."

"- Потому что куда больше денег меня заинтересовали темы этих фильмов. Кроме того, работа в данных картинах для меня обеспечивает повод вновь и вновь приезжать в CФРЮ, страну, которую я необыкновенно люблю".

"- О CФРЮ Вы всегда говорили только самое лучшее. А есть ли, однако, в Югославии то, что Вам не нравится?"

"- Единственное, что мне не нравится в Югославии - изобилие слишком жирной пищи, которуя я не могу есть, потому что у меня очень слабая печень. Ах, да, и ещё кое-что - у вас чересчур отличное и в огромном количестве белое вино".

"- В свое время Вы говорили, что очень хотели бы сами снять фильм о борьбе наших красных партизан".

"- Не знаю, известно ли вам, что во время Второй мировой войны я был первым американским политическим журналистом, который взялся освещать и поддерживать борьбу югославских партизан. Однако кино о них так и не снял; да и ситуация в Голливуде сильно изменилась. Когда я был молодым человеком, в Штатах смотрели не только британские, итальянские и французские фильмы, но и русские или индийские. Сегодня такие фильмы смотрит лишь горсточка энтузиастов, которая ходит на кинофестивали. Некогда Голливуд был самым интернациональным местом на свете, половина кинозвёзд не были американцами. Нынче же, однако, в Голливуде иностранцев почти нет. Америку интересует исключительно американские кино-рассказы, и ничего другого. Печально, - но это так. Может, смогу снять хотя бы документальную ленту - о красных партизанах и о Тито, которого я считаю одной из самых монументальных фигур новейшей истории".

"- Вы политически ангажированны?"

"- Однозначно! Следует признать, что я особо-то и не активен политически, но вполне определён по взглядам. Считаю, что придерживаюсь прогрессивных взглядов. Я - человек из левых, и так всегда и было".

"- А как Вы, 64-летний уроженец Штатов, объясняете свою левую политическую ориентацию?"

"- Как и большинство из моего поколения, к таким стремлениям меня подтолкнула гражданская война в Испании. Невозможно было сопереживать республиканцам - и не стать приверженцем идеалов левых. Моя ориентация на политический левый фланг началась с моих антифашистских позиций. Я сам хотел участвовать в боях на стороне республиканцев, даже подал заявление в ряды штатовских добровольцев-интернационалистов, но пока моё заявление проходило положенные процедуры, война в Испании закончилась".


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments