rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Categories:

Ирена Колесар: "Актёры партизанского театра несли только прекрасное!"

"Война была самой большой жизненной школой для Ирены Колесар. Начав ещё в партизанском театре, она сыграла в театрах Югославии 76 ролей, главные роли в семи кинофильмах, играла в десятке телесериалов. И признаёт - самая любимая её роль в ленте "Славица".





Рассказывает загребский журнал "Start" за февраль 1972:

"- Ах, какая миленькая малышка, прямо настоящая актриса", - говорили соседи и знакомые обувщика Мийо Колесара о его дочурке Ирене. Ещё совсем маленькой девочкой, Ирена желала известности. Перед новыми людьми она, обычно, выступала с декламациями. Перед первыми своими публичными выступлениями она объявляла присутствующим: "Слушайте меня, смотрите на меня!" Так вспоминаёт своё детство актриса театра, кино и телевидения Ирена Колесар. С родным городом, Славонски Бродом на северо-востоке Хорватии, ещё до сих пор её связывают воспоминания; помнит реку Саву, прекрасные пляжи, цветы и зелень, хотя уже лет двадцать живёт в Белграде".

"Дорога её жизни была непреклонной. Обувщик со всей семьей переехал в Загреб. Ирене тогда было всего девять лет. Ещё в Славонски Броде она была отличной ученицей. Такой и осталась. В новом дворе познакомилась и с новыми приятелями: Бранко, Златой, Славко; но их радость и игры оборвала оккупация. Ирене было 15".

"Славко, Злата и Бранко, немного постарше, стали серьёзны и взволнованы. Вели серьёзные разговоры. Однажды вечером и Ирену позвали на важную встречу. "Раньше я ничего не знала о Марксе, Ленине, о коммунизме. Была ещё дитё. Только видела захватчиков в нашем городе, люди страшились их, искали убежища. Это вызывало во мне ярость", - вспоминает Колесар. В скором времени её приняли в молодёжную организацию Коммунистической партии Югославии".

"Первым из их группы ушёл в отряд красных партизан Славко Йожич. Остальные ждали дня, когда смогут присоединиться к нему. Долгожданная весточка, наконец, пришла. Было это летом 1943. В сумерках молодые коммунисты спешат к назначенному месту, связной их ждёт. Ту встречу Ирена и сегодня помнит: "Это был молодой человек, элегантно одетый. Нам всем было страшно, боялись предательства. Незнакомец сказал нам тихим голосом: "Быстрее, усташи неподалёку". Пути назад больше не было".

"Но юноши и девушки отреагировали быстро. Незаметно пробрались мимо усташей и оказались на берегу Савы. На лодке их переправили на другую сторону, в Боснию. В ту ночь и началась партизанская жизнь Ирены. Для родителей же, которым девушка ничего не сказала о том, куда отправляется, начались бесконечные допросы в полиции. В конце концов, не выдержав, отец и мать, со слезами на глазах, подписали отречение от своей любимицы, милой малышки Ирены".

"Девушка, тем временем, стала бойцом 1-го батальона 13-й Пролетарской ударной бригады "Раде Кончар" НОАЮ. Здесь она встретила и своего лучшего друга, Славко Йожича. Военная судьба пожелала их разлучить, но остались дорогие воспоминания: "Славко не имел ни отца, ни мамы. Погиб как герой где-то в Боснии. Кажется мне, что только я и ношу память о нём..."

"Началось и первое военное обучение молодых коммунистов. Впрочем, вражеское наступление всё прервало, пришлось отступать и сражаться так, как знали и умели. Во время передышки командант бригады, позднее генерал и Народный герой Югославии Милан Жежель предложил создать в их бригаде театр. Этого легендарного команданта "подбили" на данную идею два известных загребских деятеля искусств, актёр Йожа Грегорин и режиссёр Шиме Шиматович".

"- Меня совсем случайно включили в эту труппу, - говорит Ирена. - Какой-то мой актёрский дар открыл Йожа Грегорин. Когда я из любопытства спросила, почему он меня позвал, Грегорин ответил: "У тебя прекрасный голос". Так юная партизанка Ирена Колесар стала ещё и актрисой".

"Со временем театральная труппа становилась все более многочисленной. Кроме Грегорина и Шиматовича, партизанскими актёрам стали Драго Иванишевич, Йозо Лауренчич (1905-1961), Мариян Ловрич, Аугуст Цилич (1891-1963) и многие другие известные хорватские актёры, позднее много игравшие также и в кино, и на телевидении. Они выступали по сёлам Кордуна, Лики, затем в Шибенике, Сплите... В конечном итоге, труппу присоединили к Загребскому театру. И провозгласили театром Антифашистского вече народного освобождения Хорватии".

"13-я Пролетарская, большей частью, располагалась в районе Жумберак-Плешивица, на севере центральной части Хорватии. В моменты военной передышки красные бойцы глядели на загребских театральных светил, а актёры могли учить свои роли. Ирена тогда ждал большой актёрский экзамен. Она получила роль в первом спектакле партизанского театра - комедии Бранислава Нушича ''Aналфабета''.

"- Этот спектакль мы ставили в селе Прибич, в Жумбераке. И был это мой актёрский дебют. Не помню уже точно, но, думаю, играли мы в школе. Ощущение было торжественным, очень приподнятым. В первых рядах сидел весь штаб бригады, а за ними - множество здешних жителей и бойцов. Намучились с гардеробом. В последний момент Милан Жежель разулся и одолжил свои сапоги исполнителю главной роли. Так что наш командант всё представление просидел в носках".

"По мере приближения конца войны, партизанский театр укреплялся во всех отношениях. В нём играло всё больше известных еще до войны хорватских актёров. Которые несли бойцам и народу то, чего им недоставало: радость, уверенность в победе нашей народно-освободительной борьбы, в том, что перенесённые страдания были не зря. Несли им только прекрасное".

"Осенью 1943 началось ожесточенное наступление гитлеровцев и усташей. Его целью было зачистить территорию, на которой оперировала 13-я Пролетарская. Противника не ждала лёгкая работа, ведь об этой прославленной бригаде и её подвигах в окрестностях Загреба очень много говорили. Жизнь и нацистов, и усташей красные бойцы Жежеля делали крайне невыносимой".

"Когда враги начали то серьёзнейшее наступление, актёры партизанского театра находились в районе Жумберака. Были они "моторизованы": свой реквизит погрузили на мулов. У всех было оружие".

"- Мы тогда скрывались в горном лесу. И, наверное, больше всех я перепугалась. Нам приказали отступать в тыл. А стреляли со всех сторон, мы же вели в поводу мулов и тащили реквизит. Перемещаясь через одну из лесных полян, на мгновение остановились. Как вдруг из-за поворота тропы, прямо перед нами, вылетел танк. Это настолько нас испугало, так на нас подействовало, что мы все, в один миг, прыгнули с высокого склона... Из танка вслед нам гремели пулеметные очереди".

"Ночь укрыла их и принесла спокойную передышку. После той "дуэли" с танком наша собеседница уже не ощущала никакого страха перед боем".

"- Когда нам было труднее всего, мы пели. В это нам сегодня никто не верит, а мы пели, и чаще всего далматинские песни. В бригаде было много далматинцев, и они нам те песни "навязали".

"Война была и самой большой жизненной школой для нашей собеседницы. Под гул залпов она узнала первые актёрские тайны. Юная партизанка настолько полюбила актёрское призвание, что полностью ему себя посвятила".

"- Как в том военном вихре влюблялись и любили? Была ли вообще любовь в той вашей славной бригаде?" - спросили мы Ирену".

"- Где люди, там и любовь, не обращая внимания на все невзгоды. Не любим говорить на эту тему всего лишь потому, что сама от молодого поколения слышала разные уродливые ремарки о нашей партизанской любви. Некоторые из них убеждены, будто самым важным был секс. А это большое заблуждение. Много ночей я сама спала с товарищем-бойцом, завернутая в одну шинель, одеяло. Но секса не было, о нём мы и не думали. Была это моя самая чистая любовь..."

"По завершению войны Ирена выступала в Народном театре в Загребе. Выступала и училась. Однажды в дверях своей квартиры нашла записочку, в которой было написано: "Явись к Вьекославу Афричу". Этот режиссёр должен был снимать первый самостоятельный послевоенный фильм в нашей стране. И хотел видеть побольше девушек, чтобы выбрать исполнительницу главной женской роли в киноленте "Славица". Выбор пал именно на Ирену Колесар".

"- Мне не было трудно принять эту роль. Атмосфера в фильме была такая же, как и та, к которой я привыкла на войне. Играла роль девушки, которой я, на деле, тогда и была. Тот образ Славицы остался мне дорог в воспоминаниях; она - часть моей чистой любви".

"Партизанка Славица с той поры - в памяти кинозрителей. Стала своего рода легендой".

"- Это правда. И до сих пор меня иногда называют Славицей".

"Трудолюбивая и старательная, Ирена развивалась как актриса. Её увидел знаменитый режиссёр, ныне покойный, Боян Ступица (1910-1970), который и предложил ей в 1953 ангажемент в Югославском драматическом театре в Белграде. Сразу же сыграла Джульетту в "Ромео и Джульетте". По нынешний день она сыграла в театре 76 ролей, играла главные роли ещё в шести кинофильмах, множество раз снималась на телевидении".

"Её старые родители живут в Загребе. Она часто их навещает. Давно забыто, с поцелуями и слезами радости в 1945 в освобожденном Загребе, их отречение от дочери. Соседи хорватского обувщика Колесара не обманулись: Ирена, храбрая и незабываемая Славица, стала настоящей и великой актрисой".

Фото: Ирена Колесар (1925-2002) за любимым хобби - вязанием, начало 1972.


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment