rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Categories:

Возвращение блудного Фомы

Прошло 14 лет, как в 2002 Мэтт Деймон впервые сыграл беглого и потерявшего память ЦРУшного киллера Борна (он же Дејвид Веб, "Ащьф Лштшфум", "Фома Кинияев", и ещё много кто) в киноленте "Борнов идентитет" ("Идентификация Борна"). За это время "борниана", в которой протагонист уверенно истреблял оппонентов-спецслужбистов то газеткой, то книжицей, то вообще полотенечком, а чересчур многие приёмы и клише от ленты к ленте утомительно и предсказуемо повторялись, растянулась на пять скомпонованных по схожей формуле фильмов. Большую их часть снял британский режиссёр и сценарист Пол Гринграсс. В вышедшей на экраны в 2012 "Борново наслеђе" (русскоязычному зрителю название ленты неожиданно преподносят как "Эволюция Борна") уже не было ни Борна, ни сытощёкой его приятельницы Николет Парсонс (её играет американская актриса Джулия Стайлз). В концовке "Борнов ултиматум" ("Ультиматум Борна") 2007 подстреленный Дејвид-Фома уплывает по ньюйоркскому Ист-Ривер в некое неопределённое будущее, - чтобы всплыть уже в 2016 в фильме "Џејсон Борн" ("Джейсон Борн") на албано-греческой границе. Откуда он по, прежде всего, личным, а вовсе не политическим причинам, вновь выходит на тропу войны с частью бывших коллег.



Новый эпизод "борнианы" опять в своём сеттинге использует отсылки к "текущим событиям" современности. Впрочем, "массовые социальные уличные протесты в Афинах" на деле - убогий эрзац, неубедительно имитирующая их постановка на Канарских островах, подменяющая важное, прогрессивное социальное содержание греческих событий дешевой, отрицательного уровня, а-ля попрыгушки реакционных майданопитеков, визуальной картинкой. Такого рода анархо-фашиствующие поскакушки в фильме показательно презираются и нынешними, и бывшими агентами империалистических спецслужб, лишь предельно утилитарно использующими происходящее для собственных целей и разборок. Ранее, менее масштабно, но с ещё большим презрением, аналогичный приём применялся в "Борнова надмоћ" ("Превосходство Борна") 2004, в отношении "акций антиглобалистов" в Берлине.

В "Џејсон Борн" показаны и очень тесная связь между гигантскими корпорациями, в том числе, контролирующими якобы "свободные" социальные сети, и штатовскими спецслужбами, признается лживость предлогов, используемых для "оправдания" военных и разведывательных операций Cоединённых Штатов. Убийство неугодных по всему мире которую ленту подряд, всесторонняя слежка за ними - обыденная норма практики агентов ведущей империалистической державы мира, едва ли не демонстративно игнорирующих границы, законы и плюшевые для них суверенитеты прочих стран. Наивно, впрочем, или же фальшиво настаивать, будто такая деятельность присуща сугубо "части спецслужбистов", и её "можно разоблачить в медиа и в законодательных органах". На деле, в неё вовлечен весь штатовский политический и медиа-истеблишмент, она - неотъемлемая часть официальной или полуофициальной политики CША и в принципе капиталистических государств. А все "громкие разоблачения" Борна или Парсонс прошли бы едва замеченными в американских вечерних теленовостях.

Однако... Cеттинг до самых последних титров так и остаётся лишь сеттингом; "борниана", как и прежде, не место для действительной и глубокой, серьёзной критики. А стиль снимающих её режиссёров, в частности, того же Гринграсса, - мелькающий, быстро сменяющий сцены и планы, при этом принципиально не рефлексирующий, - помогает гарантировать, что любые отсылки к реальной жизни останутся для зрительской аудитории лишь фоном, ещё одними декорациями, фактически, пройдут мимо зрителя.

Ведь вовсе не тайна - почти любая киноработа, построенная на непрерывном, нон-стоп "экшне", делается так потому, что, в случае замедления действия, сказать-то нечего или относительно нечего. Убыстренная динамика старается заменить жизнь и заслонить драму, на её фоне весьма статичную штуковину. Нарочитый "экшн", хотя бы и очень технически профессионально сделанный, как в "борниане", по сути, частенько, - вроде активного бега на месте. И как только действие в любой из лент о Борне и "борнах" замедляется, - в подавляющем большинстве сцен вылезают и примитивность с шаблонностью диалогов, и пустопорожние и холодно-поверхностные отношения между людьми (только машинерию в "борниане" показывают со смаком, но не людей) и невыразительная игра даже очень хороших (но показавших это совершенно в других фильмах) актёров.

Выбрось сценаристы с режиссёрами половину сцен погонь, две трети сцен слежки, три четверти нарочитого шпионского жаргона, и просто на мгновение задумайся о современной человеческой реальности, её последствиях для тех, кто работает "на империалистической шпионской ниве", и для их жертв, - получилось бы уже совсем другое кино. Которое голливудские кинематографисты нынче снимать явно не готовы.

Разумеется, и режиссёры, и сценаристы вполне в курсе: из того, что в "Борне", материала можно сделать куда больше. Но предпочитают не в действительности нырнуть и достичь сути вещей, а ограничиться лишь плавающими на поверхности "полунамёками". Cамым значительным же препятствием для кинематографистов для создания чего-то большего, чем "намёки", остаются ограниченное понимание мира, в котором они живут, и их у кого неспособность, а у кого и осознанное нежелание противостоять давлению существующей системы, властно диктующей им удобный конформизм, требующей "учитывать существующее положение вещей". Честно взглянуть реальности в лицо и занять принципиальную позицию оказывается для них неподъемным жизненным выбором.

К примеру, тот же Деймон (не только играющий главную роль, но и являющийся сопродюссером и сосценаристом "Џејсон Борн"), прежде публично критиковавший персонально Обаму и отдельные инициативы американского правительства, прежде всего, ухудшающие положение в общественном образовании, и в вопросах урезания демократических прав, в сентябре 2015 объявил в интервью, что уже считает президента Обаму, ответственного за целый ряд кровавых конфликтов в мире, убийство в них множества людей, за деградацию положения в американском здравоохранении и заметное обнищание трудящихся Штатов, "примечательно гуманным" и таким, "рядом с которым шокирующе легко". А также, что сам Деймон-де "никогда не сомневался" в "правильности" курса Обамы, а теперь "поддерживает Хиллари Клинтон".






Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments