rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Ощипанный

Вышедшая на экраны в 2011 киноработа шотландского режиссёра Кевина Макдональда "Орао" ("Орёл Девятого легиона") получилась не провальной, - но и особо успешным фильмом её не назовёшь. Точная дефиниция - слабоват. Персонажи и их мотивы в сценарии Джереми Брока, основанном на книге для подростков британской писательницы Сатклиф, впервые напечатанной в 1954, очень простенькие . И протагонист, римский центурион Марк Флавий Аквила, и, особенно, его "сайдкик", кельт-бригант Эска, - плоски, двумерны. Английский актёр Джейми Белл в роли последнего ещё и усугубляет впечатление своей очень невыразительной игрой. "Самые опасные из аборигенов" британского севера вообще изображены весьма стереотипно, причём стереотипы эти о туземцах, - чуть ли не прямо из того же примитивного наборчика, что и во многих штатовских вестернах, скажем, 1950-х.



Всё развитие Марка к концу фильма - приобретение более "мультикультурных" горизонтов: он увидел, что храбрость и честь - не римский эксклюзив, и признал, что местное население, по крайней мере, так же как и римляне убеждено в правоте своего дела. Но что помимо этого?

Среди других положительных аспектов фильма - его связность, то, что он не сделан в преувеличенно кровавой и садистской манере, как это стало модным делать в исторических и около-исторических лентах западного кинематографа. В ленте много захватывающих дух пейзажей Шотландии, интересно подана римская военная тактика.

Сценарист, отдадим ему должное, всё же старался хоть немного придать сюжету глубины и рельефности. Несколько сцен в ленте являют собой нечто вроде предупреждения насчёт подводных камней, ждущих империи и империализм, поучительного подтекста об уязвимости сверхдержавы, в том числе, современной. Римские политиканы показаны купающимися в богатстве, высокомерными и -непросчитывающими как следует риски для будущего своей империи, кельты и пикты - массово ненавидящими оккупантов, в том числе (здесь тоже явная параллель между прошлым и настоящим), из-за жестокостей и зверств армии агрессоров. Бывший легионер считает, что римляне, обуреваемые жадностью ("им всё было мало, не могли остановиться"), напрасно вторгаются в Каледонию и гибнут на севере, - ведь "здесь и взять-то нечего". Также любопытно режиссёрское решение, когда захватчиков и чужаков римлян играют американские и множество венгерских актёров (а также парочка британских, нарочито старающаяся говорить "как янки"), а вот каледонских аборигенов - шотландцы.

Однако все эти намеки и посылы к современной актуальности, во-первых, редки, а, во-вторых, в значительной степени сознательно приглушены Макдональдом и Броком угаром приключения, и просто-напросто забываются зрителем. Которому, в конечном итоге, предлагается сделать вывод, что "квест за орлом" был чем-то значимым и стоящим с различных точек зрения.

Cобственно, "в лучшем случае" аморфный либерализм, очень слабая сознательность и социальная ориентированность, нечеткость в исторических вопросах, - присущи не одному Макдональду, а всему его поколению британских кинорежиссёров, родившихся в конце 1960-х - начале 1970-х. Они выросли при Тэтчер и Мейджоре, затем десять лет жили при Блэре. Превалировал правый консенсус, социалистическое наследие трудящихся находилось под непрестанными атаками. Действительно переживать и беспокоиться о проблемах реальности и окружающей жизни, что было характерно для многих из предыдущих поколений британских сценаристов и режиссёров? Изучать и знать историю, а не потреблять вместо неё правое пропагандистское убожество? Зачем, если главное - зашибать деньгу, клепая нравящуюся миллионерам-продюсерам, лучше всего напрямую голливудским, "синему". И если о чём беспокоиться, кроме гонораров, - так только об имидже и карьере... Так что слабые художественные результаты являются, увы, неизбежным для них итогом.


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments