rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Цезарь не выдержит двоих

Лента братьев Коэнов 2016 "Аве, Цезаре!" ("Да здравствует Цезарь!") - комедия, местами сатирическая, о голливудской киноиндустрии 1950-х, по существу, являет собой серию виньеток из событий в течение суток "с хвостиком" на вымышленной студии "Capitol Pictures". Протагонист - "смотрящий" и поставленный владельцем "решала" Еди Меникс (с ролью хорошо справился штатовский актёр, пасынок Барбры Cтрейзанд Джош Бролин, ну, очень похожий внешне на известного профсоюзного вожака горняков Донбасса). Cпецифическая особенность кинодействия - многие насмешки и объекты пародирования, к сожалению, не воспринимаются в полной мере зрителем, незнакомым с историей, продукцией и фигурами Голливуда указанного периода. В целом же, несмотря на качественную спародированность целого ряда моментов, увлеченных, даже в социальных мелочах, сатирических наблюдений за голливудскими "киношными" и "околокиношными" профессиями, отношениями и сеттингами, фильм в итоге вышел неровным и эклектичным; комически-сатирическое в нём частенько поверхностно и неглубоко, "так, подурачиться". Тем не менее, лента получилась куда интереснее и занимательнее, чем многие из последних голливудских постановок.



Вот лишь часть вышучиваемых в "Аве, Цезаре!" отсылок, аллюзий и жанровых клише.

Одна из кинолент, снимающихся в "Capitol Pictures" и вокруг которых вертится заметная часть сюжета, - туповатый и отдающий цистерной фальшивой христианской религиозности пеплум "Hail, Caesar! A Tale of the Christ”, - отсылка к лентам "Бен Гур" 1959 и "Quo Vadis" 1951. Над ханжеским отношением Голливуда и его пустоголовых "звёзд" к собственным дорогостоящим религиозным постановкам Коэны таки постарались поиздеваться с удовольствием, и не в одной сцене.

Капризная и не отличающаяся высокими моральными качествами актриса ДиАна Моран (в вялом исполнении Скарлетт Йоханссон) - "аналог" Эстер Уильямс, звезды многочисленных "аквамюзиклов" вроде "Дочь Нептуна" 1949. Персонаж Вероники Осорио, актриса Карлотта Вальдес (чьё имя, кстати, - отсылка к фильму Хичкока 1958 "Вртоглавица" ("Головокружение")), - нечто среднее между "танцующей с бананами на голове" в мюзиклах выросшей в Бразилии Кармен Мирандой и мексиканкой Лупе Велес. В "поющем ковбое" по имени Хоби Дајл, мастере акробатических трюков и убогих кинореплик в вестернах, а также неожиданно проявляющим себя весьма развитым малым в плане поиска коммунистических заговоров в киномире и борьбы с ними, угадывается и Кирби Грант, ловивший позднее в лентах "красных диверсантов из СССР и КНР", и кое-что из другого киноковбоя, ярого антикоммуниста Джона Уэйна.

Вечно шныряющие в поисках грязных сплетен, влиятельные колумнистки двойняшки Такер (их играет Матильда Суинтон) - отсылка к, со всеми её регулярно меняющимися шляпками, обозревательнице светской хроники и агрессивной антикоммунистке Хедде Хоппер, а также к её заядлой врагине и коллеге по ремеслу Луэлле Парсонс. Британская актриса отлично их сыграла, щедро, мастерски выложилась в ролях зловещих теток, - которые уж точно, если бы довелось, злобно затравили бы её саму. Ведь Суинтон, как известно, была активисткой Коммунистической партии Великобритании и считает себя шотландской социалисткой.

Подпольная ячейка из десятка голливудских сценаристов и актёров - коммунистов, "от имени Будущего" приступившая от агитации и пропаганды к акциям прямого действия, - аллюзия на "Голливудскую десятку" известных и авторитетных работников штатовской киноиндустрии, ставших в 1950-х среди множества прочих жертвами антикоммунистической охоты на ведьм. Барт Гарни (в исполнении Ченнинга Тейтума), актёр, танцор и певец в штатовских киномюзиклах, а также "калифорнийский резидент Коминтерна", - пародийный, до жуткого переигрывания, "двойник" американского актёра Джина Келли, деятельно симпатизировавшего испанским и ирландским республиканцам. А появляющийся из люка всплывшей у Малибу ровно в полночь под звуки "Варшавянки" советской подводной лодки Дольф Лундгрен в ушанке, игравший в 1980-х в нескольких антикоммунистических фильмах, вполне тянет на прозрачный намёк: бурный антикоммунизм в Голливуде отнюдь не закончился после конца маккартизма. Похоже, своеобразная, слабенькая и диффузная подача этой темы - отражение такого же слабенького современного протеста Коэнов против тех антикоммунистических чисток коллег-киношников. Над которыми и их взглядами, он, впрочем, все равно считает своей обязанностью попетросянить. Чистки и репрессии против коллег, если оценивать их с безопасного хронорасстояния, спустя многие десятки лет, для Коэнов - "наверное, таки да, не ахти, как-то уж очень гадко и тупо делалось". Но собственный-то антикоммунизм из Коэнов никуда не вышел, чему подтверждение - хотя бы и недавний их сценарий к киноистории об Абеле и Пауэрсе.

К слову, реальный Меникс, в отношении которого в ленте проводятся полу-комические параллели как чуть ли не локального нового "спасителя" (тот "берёт на свои плечи грехи" студии и её персонала, "спасает" кинопродукты; появляется даже "дьявол-искуситель", представитель авиастроительной военно-промышленной "Lockheed Corporation", который, стараясь переманить Меникса, откровенно упивается причастностью "Lockheed" к взрыву водородной бомбы), являлся вице-президентом не выдуманной "Capitol Pictures", а вполне реальной "Metro-Goldwyn-Mayer". Один из основателей таковой, киномагнат Николас Шенк (уроженец Рыбинска Николай Шейнкер), в ленте превратился в "мистера Cкэнка". Меникс, бывший вышибала, очень жестко охранял интересы Шенка и был тесно связан с организованной преступностью. В 1959 он оказался замешан в убийстве известного ролью Супермена в телесериале актёра Джорджа Ривза.


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments