rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Categories:

Партизаны встают на крыло

23 мая 1942 считается днём рождения военно-воздушных сил красных повстанцев Югославии. Именно в этот день сначала многоцелевой биплан "Potez 25" (№7005), пилотируемый 29-летним лётчиком усташских ВВС Франьо Клузом, а затем биплан - лёгкий бомбардировщик "Breguet 19" (№4521) с усташскими 31-летним лётчиком Рудолфом Чаявецом и стрелком-механиком Милутином ("Мишо") Язбецом перелетели с аэродрома противника Залужани, что у Баня-Луки, на территорию освобождённой красной зоны в северо-западной Боснии. Убытие к коммунистическим партизанам двух боевых самолётов стало результатом кропотливой работы боснийского и хорватского красного подполья и местных антифашистских отрядов.

флот00



Ещё в конце 1941 группа усташских пилотов готовила перелёт своих машин к партизанам с аэродрома Райловац, близ Сараево. Один из красных отрядов подготовил для них импровизированную взлётно-посадочную полосу неподалёку от города Соколац (восточная Босния). Однако в декабре 1941 группу выявили и арестовали усташские спецслужбы, а в январе 1942 карательные подразделения вермахта выбили партизан из-под Соколаца. Вскоре, впрочем, на сторону красных повстанцев перешёл унтер-офицер усташских ВВС, воздушный стрелок-механик Ивица Митречич-Брегаяц. В апреле 1942 ему было поручено, опираясь на помощь местного населения и 2-го Краинского (Козарского) отряда, обустроить вспомогательный аэродром у села Меджуводже (северная Босния), куда можно было бы принять самолёты. Работа закипела, но 16 мая 1942 красные освободили от усташей город Приедор (северо-западная Босния), возле которого располагался готовый, хотя и заброшенный вспомогательный аэродром Урийе ещё королевской военной авиации. Именно на Урийе и были сориентированы коммунистическим подпольем связанные с ними авиаторы в Залужани.

Самолёт с Клузом вылетел в 09-30, чтобы доставить 7 винтовок, 2 ящика патронов и большую партию консервов усташскому гарнизону в город Сански-Мост, а вылетевший вслед за ним самолёт с Чаявецом вёз боеприпасы гарнизону в Горня-Саница. Ни по одному из "адресов" они не появились, а весь груз, разумеется, пригодился коммунистическим повстанцам.

Усташская и нацистская авиация бросили крупные силы, чтобы разыскать и уничтожить сбежавшие машины. Вскоре, опираясь на разведданные, бомберы противника нанесли удар по партизанскому аэродрому у Приедора и благополучно, вплоть до полученных наград, разнесли в щепы... два специально установленных повстанцами крашеных деревянных макета.

Одна из машин перелетела без своего пулемёта - и партизанские умельцы установили на ней пехотный. Ещё один фронт работ, где проявили себя эти умельцы - производство самодельных авиабомб из обрезков 100-мм водопроводных труб с зарядом из взрывчатки, экспроприированной на железном руднике у Любии, что в 10 километрах к юго-западу от Приедора. "Отцом бомбы" стал инженер Миле Любичич.

Уже 4 июня 1942 оба целёхоньких повстанческих самолёта выполняли свои первые партизанские боевые задачи. Клуз и поступивший к нему стрелком Митречич на "Potez 25" сбросили бомбы на позиции противника у Орахово, а также на усташскую колонну, двигавшуюся в направлении Меджеджи (северная Босния). Чаявец же и Язбец на "Breguet 19" отбомбились по хорошо знакомой им авиабазе у Баня-Луки и разбросали над самим городом коммунистические листовки. Листовки эти, к слову, были написаны Чаявецом, подписаны обоими лётчиками-партизанами и призывали переходить на сторону красных. К сожалению, для второго экипажа первый вылет стал и последним. Их самолёт был подбит зенитным огнём, и раненый в ногу Чаявец совершил вынужденную посадку на лугу у села Кадиньяни (север Боснии). Там их окружила толпа местных монархистов-четников. Сам пилот, чтобы не попасть в плен, застрелился (часть источников пишет, что он погиб в перестрелке); тяжело раненый Язбец был-таки схвачен четниками, передан теми усташам и замучен в застенках Загреба.

Биография оставшегося партизанского самолёта была короткой и яркой. Клуз и Митречич ещё десять раз вылетали бомбить и обстреливать из пулемёта усташские войска и опорные пункты, не забывая и о листовках, призывающих население к борьбе против фашистов. Самые известные и эффективные его рейды - 7 и 14 июня. В сводке штаба усташской армии за 8 июня 1942 отмечалось: "Растёт активность коммунистических бунтовщиков в районах Кордуна и Козары. Они используют самолёт для бомбардировки наших войск и разбрасывания листовок, вероятно, желая взбунтовать рядовых солдат и население". Усташское командование страшно перепугалось, что "проклятый коммунист Клуз станет бомбить Загреб", и для воздушной защиты своей столицы со стороны Приедора было выделено специальное прикрытие из истребителей, старательно высматривавшее единственную партизанскую "птицу".

6 июля 1942 вражеская разведка обнаружила "Potez 25" на временной взлётно-посадочной полосе, оборудованной партизанами прямо на поле у села Лушци-Паланка (северо-западная Босния). Машина и её экипаж готовились обеспечивать с воздуха утреннюю атаку 1-й Краинской пролетарской ударной бригады боснийских красных повстанцев на Босански-Нови. Но за полчаса до взлёта самолёт Клуза был уничтожен на полосе в результате атаки германского истребителя.

Партизаны временно остались без собственной авиации, но эти 45 дней её существования, в условиях колоссального перевеса противника в воздухе, оказали значительный политический и моральный эффект. Дальнейшая история красного повстанческого воздушного флота продолжилась уже в 1943.

Фото: Народный герой Югославии майор Франьо Валентин Клуз (1913-1944) - уроженец северной Боснии, хорват. Работал писарчуком у адвоката, затем поступил в королевскую школу военных пилотов. Во время Апрельской войны 1941 служил пилотом разведывательной эскадрильи, после поражения Югославии оказался в немецком плену и позднее мобилизован усташами. Присоединился к коммунистическому подполью, получив задание подготовиться к перелёту с боевой машиной на сторону красных партизан. С весны 1944 капетан Клуз - комиссар 1-й эскадрильи югославских повстанцев, участвовал уже в первом боевом вылете эскадрильи. Погиб 14 сентября 1944, за несколько дней до своего 31-го дня рождения, от огня вражеского ПВО, руководя атакой четвёрки красных истребителей на колонну нацистов у порта Омиш (юго-восток Хорватии

флот01

Фото: Народный герой Югославии Рудолф (Руди) Чаявец (1911-1942), родился в центральной Боснии в хорватской семье. Вступил в революционную коммунистическую молодёжную организацию ещё в школе, во время учёбы на юрфаке Белградского университета арестовывался королевской охранкой за участие в студенческих протестах. Два года отучился на юриста в Сорбонне, как потпоручник запаса был призван в усташскую армию.

флот02-1

Фото: памятник первому партизанскому аэродрому у Меджуводже.

флот03
Tags: Босния, Хорватия, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments