?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Режиссёру Кристоферу Нолану удалось летом 2010 выделиться на фоне сезонного пула дурацких и скучных кинолент, начиная от клишированных, несмешных и совершенно не цепляющих действительные чувства "романтических комедий" до очередных сиквелов о "супергероях". Его "Почетак" ("Начало") претендовал на то, чтобы отличаться от остальных не в худшую - в лучшую сторону. Но по просмотру фильма тот оказывается не оазисом в выжженной пустыне, а еще одним миражом.



Нолан готовит своё киноблюдо, смешивая проверенные коммерческим успехом ингредиенты. Команда корпоративных шпионов, возглавляемая протагонистом Домом Коббом (в исполнении Леонардо Ди Каприо), способна путешествовать внутри человеческих снов - и заполучать для очень состоятельных клиентов ценные секреты компаний-конкурентов. Щепотка фантастики. Хотел было написать "научной", - но какая уж тут наука? Нолан старается ничего толком не объяснять в, так сказать, "механике процесса". Зрителей взяли в лихую поездку, а добрую порцию собственной логики убедительно попросили оставить на перроне. Разъяснения заменены, кроме спецэффектов и сцен экшна, ещё и быстро надоедающей вдумчивому зрителю игрой в символы. Обязательное обручальное кольцо на пальце Кобба, когда он во сне. Демонстративно подчеркиваемая растущая его зависимость от оловянного волчка-"тотема", мнемонического девайса, с помощью которого персонаж Ди Каприо определяет, в реальности ли он - и демонстративное же равнодушие к "показаниям" волчка в концовке. И т.д. с т.п.

Щепотка "фильма-ограбления", с соответствующими жанру шаблонами. Щепотка "психологического триллера" - со странно для такового инертным нарративом. Щепотка сентиментальной истории об "идеальной и всепоглощающей любви к жене и детям", уходящей "в глубины подсознания". Щепотка компьютерного тактического и стелс-шутера в "бондианских" антуражах... Шутера, бережно выставленного на самый легкий режим прохождения. Но вот от чего-чего, а от снов в ленте о снах нет, фактически, ничего.

Рассказывая о съемках ленты, Нолан отмечал в интервью, напечатанном в ряде британских и штатовских медиа-ресурсов в середине июля 2010, что она, по его мнению, "предлагает людям подумать о собственных снах. Поднимает интересные вопросы о том, как мы оцениваем природу нашей собственной реальности". Данное аморфное "заявление" - из разряда весьма популярных нынче у деятелей искусств определённого типа. И означать может что угодно. "Интересные вопросы", говорите, Кристофер? И каковы же они? Чего именно касаются?

Повторюсь: Нолан в фильме, претендующем на "исследование нашего спящего состояния", лишь поверхностно играет с несложными образами. Всё, что он может из них предложить - городские кварталы, растущие к небу и иногда там же и выворачивающиеся, "магические зеркала" да еще несколько оптических иллюзий. Собственно, людей, которым упорно снятся лишь трендовые шмотки, люксусовые гостиничные бары да разнообразный банальный сеттинг, можно даже пожалеть.

С технической стороны, "Почетак" добротно и профессионально слеплен и средактирован. Катастрофически не хватает, однако, подлинных мысли и эмоций. Персонажи серьёзно не развиваются, им не хватает глубины, которая могла бы действительно захватить аудиторию, увлечь, заставить по-настоящему сопереживать своим усилиям и судьбам. А персонаж покойной жены Кобба, Мол (французская актриса Марион Котийяр) вообще не убедителен и не проработан как личность.

На сюжетные дыры местами даже больно смотреть. Ладно Мол - остальные ведь тоже сами по себе странно обитают в странном мире. Откуда берутся такие люди, как Кобб, почему у их профессии столь высокий спрос? Но конкретные анализ и критика - это не для Нолана. Актёры, чувствуя как слабину материала, так и позицию режиссёра, исполняют без души, "тянут лямку" - как те, что играют плохо (канадская актриса Эллен Пейдж в роли Ариадны), так и добросовестно "отрабатывающие номер" Ди Каприо, Кэн Ватанабэ (японский олигарх Сайто), ирландец Киллиан Мёрфи (наследник американо-австралийского бизнес-магната Роберт Фишер) и британский актёр Майкл Кейн (профессор Майлс, наставник и тесть Кобба).

Нолановский "Почетак" принимает слишком серьезную, самомнительную позу - в отношении к своим главным, но стертым персонажам, столь старающимся сохранять в любой момент хладнокровие и цинизм. "А вдруг Кобб всё же застрял во сне?" - пытается играть режиссёр со зрителем в концовке. Но почему, собственно, это зрителя должно волновать? Упадет ли таки волчок, или продолжит "крутиться, вертеться", происходит ли действие ленты во снах, или же в реальном мире, сценарий в целом кажется совершенно не связанным с тем миром, который дан подавляющему большинству из нас в ощущениях и непосредственном опыте.

Возможно, режиссёр, снимая фильм, действительно хотел, чтобы мы задумались над вопросом, является ли мир вокруг нас "реальным". Но для этого для начала следует определиться, что же есть нереально. И "Почетак", со всеми его четырьмя "Оскарами" в 2011, рельефно подчёркивает нереальные - и непривлекательные - аспекты современного голливудского кинопроизводства: отсутствие ума, подменяемое, и то не часто, имитацией умничанья, визуальные эффекты как заменитель настоящих идей, и сознательное уклонение от животрепещущих вопросов нашего времени.

in01

Tags:

Profile

rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031