rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Совсем озверел Несмертный Абдулла

Протагонист, очень опытный и даже легендарный боец, практически случайно оказался в роли сопровождающего и защитника гарема, они же теперь "величайшая ценность, освобождённые женщины". Прежде принадлежавшего харизматическому антагонисту - авторитету крупной здешней вооруженной группировки. Соответственно, предпринимающему настойчивые действия, чтобы данный гарем вернуть. Два "сайдкика", помогающие главному герою, - меткий стрелок и умелый ездок с весьма короткой стрижкой и совсем юнец. У которого возникнет взаимная симпатия с одной из гаремных див ("Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю"), но он-таки гибнет в схватке с противником. Действие - большей частью, на фоне пустынных пейзажей, плюс большущие емкости с "черным золотом", которые то с грохотом взрываются, то их поджигают, то в них прячутся... Словом, фильм, которым вдохновлялся три десятка лет австралийский режиссёр Джордж Миллер, чтобы, наконец, наплагиатить из него "фичей" на новую часть "Побеснели Макс" ("Безумного Макса"), уже без Мела Гибсона, более чем очевиден. Как чаще всего случается с такого рода заимствованиями, "новому художественному телу" с ними краше не стало.



Впрочем, мягко говоря, подражания и калькирования за лентой 1970 уже покойного Владимира Мотыля очевидны лишь для советского и постсоветского зрителя. На Западе же летом 2015 в большей части кинообзоров на "Аутопут беса" ("Дорога ярости") взахлёб спорили на другие темы: "Гибсон лучше Харди"/"Харди не хуже Гибсона" и "замечательный (или обратные эмоции) феминистский фильм". Насчёт Гибсона скажу больше - наиболее популярная из лент трилогии о Максе Рокатански с ним, "Побеснели Макс 2: Друмски ратник", вышедшая в 1981 (именно к ней в очередном своём фильме старательно наворачивает отсылку за отсылкой Миллер), при всех своих огрехах по сравнению с новой кинолентой напоминает произведение искусства.

В канун каждого лета аудиторию по всему миру "свалка культуры", Голливуд, старается напичкать очередным, "летним" пакетом напыщенных блокбастеров, и "Дорога ярости" исключением не стала. Крупная студия решила, что раскрученная некогда франшиза гарантирует ей лёгкие деньги. В 1980-е прежняя трилогия имела серьёзный отклик у аудитории из-за нефтяных кризисов 1970-х и растущих страхов перед ядерной и экологической катастрофами. Материал на новую часть отстойный, сюжет, правдоподобие персонажей и диалоги - хуже, чем никакие? Не беда, привычно заменим всё это сильно дорисованным при помощи компьютера зрелищем. Большая часть фильма, час с половиной, по существу, представляет собой бесконечную погоню на причудливых автоагрегатах туда-сюда по пустыне, с пальбой и взрывами. Во время которой цирковые "акробаты и шуты" с упорством стараются перебить друг дружку посредством различных штуковин. "Туда ехали, за ними гнались. Оттуда едут, за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!" - как говаривал сельчанин в почтенном азербайджанском фильме 1981.

Добавим квинтет едва одетых девах в различающихся по цвету париках, словно в поп-гёрл-группе, - топ-моделей и дочерей да внучек известных штатовских музыкантов. Ибо двух из пятерых "сбежавших жен" изображают (собственно, как актрисы они плохи) дочь Ленни Кравица и внучка Элвиса Пресли, а остальных - австралийские и британские высокооплачиваемые модели. А чтобы зацепить на финансовый крючок и ту часть более критичной аудитории, которой в фильме всего этого мизера может действительно показаться мало, прикрепим ещё и игру в феминизм.

Честное слово, я поначалу думал, что Миллер высмеивает шаблоны буржуазного и мелкобуржуазного феминизма. Но по ходу фильма убедился, а, почитав восхваления реакционной феминистской публики, утвердился в мысли, что ни капли иронии нет. Есть же осознанные поддержка и промоутирование сих унылых версий современного феминизма, превалирующей в нем мути и путаницы. Вот, к примеру, штатовская "статусная икона феминизма" Ив Энслер, которую Миллер попросил проконсультировать ленту, восхищено заявляла, что "Миллер - феминистка, и он сделал феминистский боевик".

Какие-то реальные темы или, по крайней мере, темы, которые в ленте бы серьёзно копнули? Их просто нет. Это как раз тот сорт фильмов, который старательно препятствует мышлению или, по крайней мере, замедляет его. Одна перегруженная экшном сцена сменяет другую, не давая возможности аудитории даже толком рассмотреть, что же только что произошло. В те редкие моменты, когда персонажи на экране не стреляют или не суют друг в дружку режуще-колющие предметы, на зрителя ждут абсолютно бессвязные, до противности, диалоги. Высоко оценить хотя бы экшн и спецэффекты мне мешают тотальные киноштампы. Кинематография ленты - сплошной комикс-поток, в худшем смысле слова "комикс"; персонажи, действия, даже цвета аккуратно расставлены и "размазаны" в кадре, а любая тонкость утрачена и заглушена.

Сам Миллер в интервью лосанджелесскому ресурсу "ComingSoon.net", опубликованному 13 мая 2015, объяснял, что темой "Дороги ярости" и того, что он пытается сказать лентой, является "более пессимистическое ощущение, чем было у меня 30 лет назад". Что "сквозь все эпохи времени повторяется одно и то же поведение", "доминирует иерархия", "на подъеме тираны, которые, в той или иной форме, контролируют все ресурсы". Собственно, слабость "Дороги ярости" во многом объясняется и этим режиссёрским неисторическим и мрачным прочтением последних трёх десятилетий. Миллер, да и почти полностью целое поколение деятелей искусств реагируют на гниющий капиталистический строй, на его нынешний мировой кризис, утверждая, что "вещи могут стать чем-то ещё более худшим". Что даже в "пост-апокалиптическом" мире, наступившем, например, в результате ядерной войны, классовое общество, со всеми его лишениями и иерархиями, продолжит своё существование - "так как в этом сущность человеческой природы".

Бессмысленны определения и утверждения тех, кто считает ленту "феминистским" фильмом (равно как и те британские и штатовские обзоры от мелкобуржуазных "левых", что потешно обнаружили в ленте "анти-капитализм" и "резонирующую с аудиторией мощную аллегорию борьбы"). Если определение "феминистский фильм" заключается в том, что женщины в нём наносят значительное количество увечий и убивают много мужчин, что в ленте смакуются насильственные смерть и садизм, только с "женским лицом"... Что же, тогда куда как больший "феминистский фильм" - тарантиновский "Убити Билла".

Прозрачный намёк-мэссидж концовки "Дороги ярости" - "поддержи женщину в главы классового гособразования, иначе мы объявим тебя мерзким женоненавистником" - строго говоря, реакционный и правый. Хотя и импонирующий определенного сорта феминисткам (что многое говорит о сорте, не правда ли?), понимающим вопрос борьбы за права женщин, мягко говоря, поверхностно и старательно обходящим вопросы классовой борьбы. Женщина-капиталист и женщина-премьер делают жизни тысяч и миллионов трудящихся всё более нищенской и невыносимой. Ту же Тэтчер, к примеру, ненавидят сотни тысяч британок. Много ли прогрессивности было в правом популистском курсе Тимошенко? Но все эти ключевые моменты не существуют либо крайне деформированы для буржуазных и мелкобуржуазных феминисток. Они вовсе не против существующего мира неравенства, а за собственное более высокое в нём положение.

В их мышлении, отраженном и в рассматриваемом фильме (может, поэтому столь охотно феминистки считают его феминистским?), "проблема" вовсе не в несправедливом социальном строе, а в демографической структуре его правителей. "Увеличьте долю женщин у власти и финансовых рычагов, и они будут, ну конечно же, в силу своей природы более щедрыми, добрыми, мирными". Героини ленты, возвращаясь в Цитадель, открывают шлюзы - и щедро поят своих уже подданных. Но общество не станет более свободным, если представители какой-то межклассовой группы населения смогут влиться в финансовую и/или политическую элиту. История неоднократно доказывала, что такого рода посулы - обман. Правящий класс не стремится покончить с угнетением и эксплуатацией, независимо от пола, расы, сексуальных предпочтений своих представителей.

Строго говоря, куда более честный финал киноленты показал бы Фуриозу и её группировку ревностно отстаивающими свои новообретённые богатства и привилегии, возможно, даже более жестоко, чем предшествовавший им режим. А самый честный финал - как народные массы сами устанавливают контроль над собственной судьбой, жестко пресекая потуги помыкать ими и "несмертных" диктаторов, и "императриц".

Позорно и печально. И Том Харди, и Шарлиз Терон (императорка Фуриоза), - хорошие, добротные актёры. Вместе с ними на съемочных площадках над кинолентой работали многие отличные профессионалы. Но каков конечный результат их усилий? Неужто хваленая "фабрика" Голливуда не смогла придумать и сделать поинтересней и лучше? В итоге "Дорога ярости" ведёт в никуда.

Ну, и в качестве приложения - небольшая подборка вольных "художеств" современных молодых художников на тему постеров к "Максу":

marx04

marx05

marx06

marx07
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments