rikki_vojvoda (rikki_vojvoda) wrote,
rikki_vojvoda
rikki_vojvoda

Category:

Ясмила Жбанич: "Нынче в Боснии кое-что точно такое же, как и сто лет назад"

Последняя работа боснийской кинорежиссёра Ясмилы Жбанич, хорошо известной в Европе своим "Золотым медведем" Берлинале-2006 за фильм "Грбавица", - документальная лента "Један дан у Сарајеву". Она рассказывает о том, как выглядело Сараево 28 июня 2014, в столетнюю годовщину покушения Принципа на наследника престола Австро-Венгерской империи Франца Фердинанда фон Габсбурга. Мозаика фильма состоит из образов горожан и гостей города, которые Жбанич компонует в целостную картину. Премьерный показ фильма состоялся на XXI Сараевском кинофестивале, проводившемся 14-22 августа 2015. Журналистка Анкица Маринкович из белградской газеты "Политика" 21 августа 2015 публикует небольшое интервью со Жбанич, в котором 40-летняя режиссёр делится своими мыслями о новом фильме, своих родных городе и земле.

bosna07



"Я решила сделать это фильм лишь за месяц до 28 июня прошлого года. Честно говоря, сама была шокирована тем, что годовщину видовданского атентата решили отметить проведением этакого шоу-парада для западноевропейских политиков, мероприятия, который вообще в полном разрыве с реальностью Сараево. Вложили в такую извне навязанную ерунду 2 миллиона евро! Но мне хотелось не только критиковать, а самой ответить делом, показать, что можно увидеть в жизни моего родного Сараево в тот день. Что-то я ожидала, что-то меня удивило".

"Очень показательно и интересно для меня, как то событие для части людей имеет очень важную эмоциональную важность. Например, для дальнего родственника одного из подпольщиков организации "Млада Босна", который перед камерой плакал во время возложения цветов, как будто всё это случилось сегодня. Или для людей из Ирландии, которые ощущают важным в своей жизни находиться в этот день в Сараево. Или вот австриец, который говорит: "Дорогие бывшие и будущие сограждане". Они по-прежнему обращаются с нами как с некой своей колонией".

bosna08

"Некоторые вещи в Сараево в 2014 такие же, как и сто лет назад. Проблемы очень похожи. Например, с Боснией по-прежнему обращаются как с колонией, как с разменной монетой великих держав. Тут можно провести аналогии с украинским кризисом; Германия заинтересована в Боснии, - а без этого корыстного интереса кризисов у нас и не было. Второе, что отражено в моём документальном фильме - как люди видят некоторые факты нашего прошлого, насколько они являются предметом идеологии и интерпретации. Вот почему я использовала сцены из художественных фильмов об атентате Принципа, потому что посредством них видно, как идеология обращается с одним и тем же событием, окрашивает каждую в нём деталь. В фильме югославского кинорежиссёра Велько Булайича "Сарајевски атентат" 1975 (выдвигавшийся в 1976 на премию "Оскар") Фердинанд, которого играет канадский актёр Кристофер Пламмер, падает как подкошенный, в то время как в австрийском фильме, когда в него стреляют, эрцгерцог весь раздувается от "величавости", как будто его ничто не трогает".

Рисунок из парижской газеты "Le Petit Journal" за 12 июля 1914:

bosna09

"Лично я - против упрощённой, черно-белой интерпретации. Одной из вещей, которые и привели меня к созданию этого документального фильма, были размышления, как было бы хорошо иметь картину повседневной жизни Принципа, как жили Гаврило и его мать, что он ел, как был одет... Это важные вещи, и Принципа мы тогда оживляем в полноте, в целости, чтобы нынче могли понять его поступок".

"В одном из эпизодов фильма, после концерта Венского филармонического оркестра в Сараево я предлагаю Верховному представителю по Боснии и Герцеговине, евросоюзовскому дипломату Валентину Инцко посмотреть в окно и увидеть людей, которые протестуют против выделения огромных средств на шоу по случаю годовщины атентата и их транспарант "Мы снова оккупированы". А он всё время говорит, что их не видит. О том, что "международное сообщество" по-прежнему не видит в Боснии, я могу говорить часами. Инцко - клоун, который представляет политику Евросоюза по отношению к Боснии. А суть этой политики заключается в прокладывании пути для продвижения собственного капитала. История войны есть история экономики. Для меня, бошнячки, байка о "500-летней вражде между народами на Балканах" - полная ахинея. Конечно, мы и ссоримся, и миримся, но это не отличается от того, как ссорятся, к примеру, немцы с французами, ссорятся, - а не режут друг дружку до исступления, да и не воюют уже давно. Капитал здесь торит себе дорожку, и единственный способ для изменения системы собственности, который он тут и продвигает, - это вражда и война".

Фото: упомянутый выше транспарант в центре Сараево, 28 июня 2014.

bosna11
Tags: кино
Subscribe

  • Жан-Люк и пистолеты

    Немного фотогодарианы Вам в ленту. Беспокойный киномастер за кулисами съёмок своих известных фильмов 1960-х. Общая тема снимков - французский и…

  • Без книги, как стада, бессмыслены народы

    По случаю 1 сентября :) семь известнейших кинозвёзд и кинорежиссёров убедительно напоминают очень и не очень юным зрителям слова Максима Горького:…

  • Кристофер крутит динамо

    Изначально мне хотелось в рецензии на отхватившую три "Оскара" киноленту "Дюнкерк" 2017 режиссёра Кристофера Нолана, большей частью, ограничиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments